Політика

Денис Дворников: «Горячая пятерка» рисков в Закавказье

Денис ДворниковAnalitikaUA.net. «Российские армяне — это последний шанс вернуть русских из положения «политического меньшинства» в государствообразующую силу», — отметил эксперт.

В продолжение темы прогнозов развития ситуации в Закавказье на 2014 год, как и обещал, предлагаю ознакомиться с «горячей пятеркой» рисков. Уверен, что каждый из предложенных пунктов заслуживает как минимум отдельной научной конференции или общественных слушаний с участием влиятельных представителей стран и народов.

1. Искусственные попытки втянуть грузин и армян в межнациональные конфликты, происходящие в России.

Проблема межнациональных отношений в России остается актуальной и тяжелой. Если говорить о динамике, то скорее она негативная. Помимо бытовых стычек и провокаций, вина в которых чаще всего лежит на невоспитанных молодых людях, по-видимому существуют и глубинные процессы. Создается впечатление, что многие очаги напряженности сознательно создаются при участии нескольких заинтересованных групп влияния. Условно их можно разделить на политические, этнические и силовые блоки. В большинстве ситуаций интересы этих групп разнятся и противопоставляются. Собственно, в этой скрытой от глаз обывателя конкуренции и кроются основные причины роста напряженности. Однако в некоторых ситуациях у противоборствующих теневых центров может возникнуть локальный общий интерес. Как известно, межнациональные конфликты сейчас представляют собой противостояние местного населения русских областей и выходцев из северокавказских республик. В основном это именно так. Восприятие проблемы населением именно в таком четко очерченном виде многим неприятно. И в первую очередь вызывает раздражение федеративный фактор, который никуда не спрячешь. В этой ситуации вполне вероятны попытки «размыть» структуру конфликта, превратив его в «интернациональный». Включить грузин и армян в это противостояние, создав «общий кавказский фронт», кое-кому было бы очень соблазнительно. Христиане, да еще и иностранцы добавили бы в черно-белую мозаику срезу несколько дополнительных оттенков, придав пестроты. Таким образом, межнациональная рознь из внутрифедеральной превратилась бы в условное противостояние сторон света: «север — юг», а этно-религиозный момент можно было бы с радостью исключить из неприятных отчетов. Ведь в таком случае проблему будет гораздо легче свести к примитивной «бытовухе»: «грубые северяне что-то не поделили с горячими южанами – бывает!». Так проще и спокойнее. До поры до времени, конечно. Что делать? Остается только быть бдительными и не поддаваться на провокации. А также помнить, что именно русский народ сегодня является главным потенциальным союзником грузин и армян. Даже если вам не хочется так думать, мир на пространстве бывшего СССР зависит от самочувствия русских. Оно определяется степенью сохранности языка, культуры и общего миропонимания. Причем одной из основ русского взгляда на мир, является уважение других наций и народов.

2. Активизация проекта по превращению Грузии в турецкий геополитический придаток.

Никуда не деться от факта, что Грузия все еще находится в поиске своего государственного стержня – национальной идеи. Вроде бы существует принятый многими людьми привлекательный европейский проект «закавказской Италии». Но пока он имеет только общие контуры. Однако без содержательной проработки, без четкого ответа на вопросы «Кто он – современный грузин?» и «Что современный грузин производит?», движение вперед невозможно. Стратегическое понимание своих преимуществ и своих рисков – самый дефицитный товар на грузинской политической ярмарке. Такая же ситуация во всех постсоветских странах, кроме, пожалуй, Белоруссии, де активно строят славянский социализм. Но у Белоруссии нет таких горячих соседей, как Турция и Азербайджан, готовых заполнить собой любые пространства и пустоты. Западные турки как бы говорят грузинам: «У вас тут ложности с поддержкой местного производства? Ничего, дорогие, мы завалим ваши рынки ширпотребом, накормим безвкусными помидорами». В Грузии продаются турецкие помидоры – когда такое было? Да никогда! Новинка эпохи. «У вас проблемы с энергоресурсами?» — это уже голос турок с востока – «получите азербайджанскую нефть, а в нагрузку парк имени Алиева». А теперь и с востока и с запада хором: «Снизились демографические показатели? Мы с удовольствием восполним эти потери. Создадим вам быстрорастущие анклавы в Аджарии и Квемо Картли». При существующей тенденции пространство грузинской культуры и традиций будет сжиматься нарастающими темпами. Это не абстрактные страхи. Это объективные исторические законы, которые в регионах Кавказа и Центральной Азии проявляются гораздо ярче. Интеграционные проекты двух турецких государств, многократные заявления Анкары о том, что Черное море скоро станет внутренним морем Турции – это не шутки. О том, как это работает, могли бы рассказать западные армяне и грузины начала 19 века, а также карабахские армяне конца 20-го века. Вот только вряд ли эти рассказы принесут успокоение. Простые грузины и православные общины очень чувствуют это. Появление больших железных крестов в деревнях, которые грузины стараются ставить и вокруг азербайджанских поселений, выглядят очень красноречиво. Как последняя надежда и защита от экспансии.

3. Продолжение распада армянской диаспоры России.

Во всем мире армян считают сплоченной нацией, где каждый старается поддержать своего соотечественника в любой стране проживания. Часто армян сравнивают с представителями еврейских общин, известных своей взаимной поддержкой и лоббистской активностью. Однако на территории России в последние годы «армянская сплоченность» становится мифом из далекого прошлого. Сегодня уместнее говорить о параде индивидуальностей – ярких, успешных, но готовых объединиться исключительно за богато накрытым столом. В другое время интересы общины и международного армянского движения игнорируются. Многие российские армяне формируют вопрос только в одной формулировке: «что община даст мне – великому и неповторимому?». В мирное время над таким индивидуализмом, который трогательно контрастирует с яркими тостами «за Родину», можно было бы беззлобно посмеяться. Но проблема в том, что сейчас не мирное время. Казалось бы, какое дело мне – русскому человеку – до всего этого? Все очень просто. Российские армяне — это последний шанс вернуть русских из положения «политического меньшинства» в государствообразующую силу. Самим русским, похоже, уже не справиться. Единственный в России народ, обладающий влиянием, государственным инстинктом, и который способен изменить морально-нравственную, культурную и как следствие политическую конфигурацию – это армяне. При этом многие армяне прекрасно понимают, что в случае, если русская культура и русская мысль будут уничтожены постсоветскими бесполыми метастазами, то Россия не сможет помочь Армении. Исчезнет народ-союзник, от которого зависит понимание российских интересов в мире. Отсутствие вдумчивого конструктивного действия особенно обидно, учитывая мощнейший потенциал интеллектуального и культурного соработничества. Конечно, есть много обеспокоенных армянских интеллектуалов, однако вместо помощи и поддержки, люди, которые стараются сделать хоть что-то содержательное, встречают непонимание со стороны соотечественников: «О чем ты, друг? Какая дипломатия? Что еще за мягкая сила? Вот тебе лучше мягкая кюфта! Покушай! Выпей с нами тутовки и расслабься!». Ответа на вопрос «что со всем этим делать?» у меня нет. Тем более что нельзя забывать русскую пословицу про «чужой монастырь».

4. «Экспертные» провокации в российско-грузинских отношениях.

К большому сожалению, время фундаментальных стратегов в российской международной политике и дипломатии безвозвратно уходит. Не появляется в России новых грибоедовых и примаковых. Приходит время скороспелых «умников». Тех, кто собирает быстрый общественный и политический капитал, не думая о том, какие руины он может оставить после себя. После своих заявлений, которые нацелены на обильную цитируемость. В этом отношении нелепый и страшный конфликт 2008 года стал источником целой плеяды карьерно-ориентированных молодых «экспертов» с обеих сторон. Они регулярно упражняются в жесткой риторике, воображая себя Кондолизами Райз или юными Жириновскими, забивая эфир русско-грузинской волны. На этот шум можно было бы не обращать внимания – каждый по-своему решает свои карьерные вопросы. Однако проблема в том, что время идет, а вместо мирных инициатив, идей примирения, воссоединения христианских народов, генерируется все больше дурных речевых оборотов, агрессивных высказываний, за которые испытываешь неловкость. К таким заявлениям можно отнести недавнюю речь одного экспертного юноши, который произвел фурор в грузинских СМИ. Он сказал, что Россия, оказывается, еще не всю территорию отобрала у Грузии, что, дескать, есть земли, на которых проживали осетины и что «мы обязательно за ними вернемся». В подробности подобной чуши вникать нет смысла. Опровергать и возмущаться тем более. Подобная риторика рассчитана на вполне конкретных зрителей, восседающих где-то в пределах московского садового кольца, и в чьих руках денежные грантовые ресурсы. К сожалению, люди редко задумываются, о том, что мысль материальна. Что за фразой «мы придем и возьмем» стоят судьбы многих и многих людей, включая многострадальных российских солдат. Когда очередной «кибальчиш», поправляя очки, говорит «мы», или в первом лице произносит слово «Россия», он явно превышает полномочия молодого эксперта. Что может быть трагичнее, чем кровавая, жестокая резня между двумя православными народами! Народами, которые молятся о мире, используя одни и те же слова, стоя перед одинаковыми иконами. Народами, которые ненавидят друг друга, находясь в соседних селах. Если трагизм постсоветской истории Закавказья не заставляет людей думать только о примирении, то можно обратиться к научным первоисточникам. В международном праве есть один из основополагающих принципов — мирное разрешение международных споров. Jus cogens – норма обязательная для всех. Пренебрежение основам международных отношений приводит к большим бедам, точно так же, как езда на красный свет. Остается только посоветовать спокойнее относиться к таким заявлением. Чем ироничнее и тише реакция, тем меньше будет таких выступлений.

5. Антиармянская риторика в Грузии и антигрузинская в Армении.

Возвращаясь к большому турецкому проекту, а также к провокативным заявлениям, о российском влиянии в Закавказье, нельзя не сказать о еще одном аспекте. Необходимо приложить максимум дипломатических и риторических усилий, чтобы предупредить возможное нарастание армяно-грузинского соперничества. Хотя бы потому, что любая форма противостояния грузин и армян это самоубийственно для обоих народов. Поводов для возможного конфликта не так много, но используются они активно. В первую очередь на ум приходит Джавахети. Территория, которая в последнее время становится предметом спекуляции. Джавахским армянам нужно понять простую вещь, что любые поползновения к распаду Грузии приведут к уничтожению всего христианского мира на Кавказе, включая Армению. Это же должны помнить и грузины, которые активно нагнетают тему российской угрозы после присоединения Армении к Таможенному союзу. Нет никакой угрозы по оси север – юг. Это потухший вулкан, к тому же искусственного происхождения. Конечно, в России есть господа (лучше сказать «товарищи»), которые полагают, что расчленение Грузии это очень здорово. Но к счастью, их единицы. И они удалены от принятия решений. Хорошо бы, чтобы их деятельность не выходила за рамки скучных сектантских мероприятий.

Кому-то описанные негативные сценарии и предположения, наверняка не понравятся. Международные и межнациональные отношения слишком чувствительный, а иногда просто опасный вопрос, требующий непрерывного интеллектуального и морального напряжения от всех участников и заинтересованных сторон. Формулировка проблемы – это начало ее решения и профилактики последствий.

Денис Дворников, член Российской ассоциации международного права. к.ю.н.

Источник: PanArmenian