Армения: кусочек первозданного христианства
«Вечерний Бишкек» побывал в стране древних христианских храмов и уникальной природы.
C первой минуты пребывания в Армении, еще на стадии приземления, вместо того чтобы пытаться найти что-то отличающееся от своей страны, я почему-то увидела сплошные сходства с Кыргызстаном. Их оказалось немало: горы, солнце, природа, ледниковое озеро — все как на родине, разве что в аккуратной миниатюре. Горы ниже, климат мягче, озеро меньше, да и территория страны занимает всего около 15% от территории Кыргызстана.
С высоты полета в несколько тысяч метров мне казалось, что летчик перепутал направление и отправился к Тянь-Шаньским горам. Зато, оказавшись ближе к земле, увидела, что страна как-будто вылеплена человеком: геометрические формы, скалы каких-то осмысленных очертаний, даже озеро Севан имеет конфигурацию восьмерки.
И все это разнообразие форм дополнила геометрия возделываемых полей и садов. В основном — виноградников.
Земля в Армении очень каменистая. Причем, как позже рассказала гид, расчищать почву от камней приходится раз в несколько лет: недра земли постоянно выталкивают наверх новые булыжники. А горная местность делает агрономию еще более нелегким трудом. Но даже с такими природными данными Армения — процветающая в плане сельского хозяйства страна.
«Жемчужина Армении»
Севан — пресное, прозрачное, окаймленное горами ледниковое озеро, расположенное на высоте 1 900 метров. Я все время не могла отделаться от мысли, что это уменьшенная копия Иссык-Куля. С гор постоянно дует свежий холодный ветер, а вода отражает ярко синий насыщенный цвет — так, что глаза режет. Вокруг побережья кружат и кричат чайки. Их много и они большие — есть чем кормиться, рыба здесь в изобилии.
А еще в озере образуются минеральные камни: обсидиан, агат, магнезит, аквамарин и другие, название которых запоминать я не стала. Но больше всего местные жители гордятся значительными образованиями лунного камня — это визитная карточка Севана. Его продают целыми валунами, большими осколками или в виде украшений. Я не удержалась и купила себе пару кулонов.
Кстати, армянские продавцы — самые талантливые и агрессивные маркетологи. Они продадут вам все. Вот кто должен вести тренинги по продажам! Живым от них без покупки не уйдешь.
Древняя Армения
Когда поднимаешься к средневековому монастырю самой древней из христианских религий — армянской апостольской церкви, возникает четкое ощущение глубокой древности, как будто оказываешься в другом тысячелетии.
На полуострове Севана возвышается монастырь, основанный в IX веке — Севанаванк. Удачнее места для монастыря найти нельзя. Со двора храма можно наблюдать озеро со всех сторон, потому что полуостров находится посередине «восьмерки» озера.
После долгого перерыва в советский период монастырь вновь действует. В нем имеется духовная семинария имени Вазгена I, а в башнях обычные прихожане ставят свечки и молятся. Сквозь группы туристов периодически пробираются семинаристы и священники.
Но, несмотря на святость и одухотворенность места, предприимчивые армяне на каждом пролете лестницы к монастырю продают сувениры и картины. Надо сказать, их колоритные товары пользуются большим спросом.
Христианство и язычество
Армения — первое государство, признавшее государственной религией христианство. Апостольская церковь — это не православие и не католицизм. Именно эта церковь сохранила самые древние догмы, потому что раньше всех откололась от остального христианского мира.
Врезающийся в ущелье горной реки древний монастырь Гегарт был построен в IV веке. Затерянный в утесах и вырастающий из скал, кажется, когда-то был частью горного рельефа и под воздействием каких-то сил вдруг приобрел очертание крепости.
Однако первое, что видишь, когда выходишь из автобуса, — пожилые женщины у стены крепости, продающие чурчхеллу, пастилу, сухофрукты, сувениры и украшения. Выбор огромный. А фрукты и сладости на вкус не сравнимы с магазинными. Наверное, поэтому торговаться с продавцами домашних сластей почти бесполезно.
Но самое интересное — наверху. Здесь можно долго изучать усыпальницы, монашеские кельи, храмы с пещерами, выдолбленные прямо в скале и освещаемые едва проникающими внутрь солнечными лучами. Стены сделаны из камня, который держит прохладу летом и тепло зимой. Сооружения построены по каким-то уже неведомым современному человеку технологиям.
В самых неожиданных местах в стенах можно найти крохотные ниши с выдолбленным крестом и выступом для свечей. А некоторые башни и пристройки вырастают прямо из скалы. Трудно вообразить, сколько всего они повидали. Честно признаться, такое я видела только в фильмах в жанре средневекового фэнтези.
«А здесь приносили жертвоприношения языческому богу Солнца Митре», — рассказала нам гид, указывая на выступ в конце единственного зала храма Гарни, после того как мы поднялись по невыносимо высоким ступеням к колоннам и зашли в здание. Ступени специально строились высокими, чтобы люди невольно наклонялись вперед перед Митрой, когда шли к алтарю.
Когда строился этот монастырь, по территории Армении массово уничтожались языческие пантеоны. Но один все-таки сохранился. Армянский царь Тиридат III Великий, принявший христианство в качестве государственной религии, решил оставить в качестве памятника истории языческий храм Гарни, построенный в середине I века.
Армянские цари очень любили это место. Крепость находится над глубоким ущельем, примечательным своими изумительными, кажущимися искусственными склонами, которые состоят из правильных шестигранных призм. Последние тянутся от подножья до верха ущелья и имеют название «Симфония камней». По преданию, именно в этом храме царь женился, в связи с чем и пожелал оставить в сохранности пантеон.
В результате сильного землетрясения в 1679 году храм был почти полностью разрушен, его восстановили в 1966-1976 годах. Рядом сохранились остатки древней крепости и царского дворца, а также здание бани, сооруженное в III веке. Это древнеримская баня, в составе которой имелось несколько бассейнов с разной температурой воды.
В дороге мы еще не раз встречали древние храмы, церквушки, монастыри и памятники. Армянам не без труда удалось сохранить все это в советское время. Наследие свое они берегут и сейчас. Они верят, что сохранили в своей стране кусочек первозданного христианства. И, судя по всему, им это действительно удалось.
Источник: Вечерний Бишкек