Політика

Мины – коварное наследие карабахской войны

Мины в КарабахеAnalitikaUA.net. Мины и другие невзорвавшиеся боезаряды являются самым коварным наследием продолжительной войны в Нагорном Карабахе.

Нагорный Карабах – первая из зон конфликта на территории бывшего Советского Союза, где проблема противопехотных мин обрела особую актуальность. На начальном этапе войны почти половина территории НКР оказалась под оккупацией Азербайджана. По некоторым данным, на территории Нагорного Карабаха за весь период военных действий с 1991 по 1994 годы насчитывалось более 100 тысяч мин разного типа и снарядов, заминировано более 15 000 гектаров земли – для небольшого региона эти показатели катастрофически высоки.

Эксперты считают, что если соотнести эту цифру с количеством и плотностью населения, а также с размерами республики, то уровень пораженности территории Нагорного Карабаха близок к афганскому. Заминированными оказались тысячи гектаров сельскохозяйственных угодий, посевные площади, пастбища, сады, дороги, другие стратегически важные объекты, и с заключением перемирия в 1994 году первоочередной задачей властей НКР стало срочное разминирование с целью обеспечения безопасного возвращения беженцев и перемещенных лиц. Наибольшее количество мин и других снарядов было концентрировано в Мартакертском районе, села которого чаще других переходили из рук в руки.

После прекращения широкомасштабных военных действий и установления перемирия на карабахском фронте (в мае 1994 года), правительство НКР разработало специальную программу разминирования. В результате проверки населенных пунктов всех районов на наличие там невзорвавшихся боезарядов было зарегистрировано и нанесено на карту 274 минных полей. Специальная группа стала работать над информацией о пострадавших. Была также проведена образовательная кампания среди населения с целью информирования людей об опасности мин и невзорвавшихся боезарядов, создана оперативная служба реагирования на звонки об обнаруженных минах и боезарядах.

Обезвреживанием мин и неразорвавшихся боезарядов на территории Нагорного Карабаха занялись инженерные подразделения Армии обороны НКР и Управление по чрезвычайным ситуациям республики. Работы осложнялись тем, что в период активных вооруженных действий территории несколько раз переходили из рук в руки, карты минных полей отсутствовали, сложный рельеф местности требовал соответствующей методики и техники обезвреживания, а имеющийся потенциал в этом плане не мог обеспечить желаемых результатов. После 1994 года зафиксировано 270 случаев подрывов, пострадало 346 человек, из коих 91 – дети. Погибли 74 человека.

С марта 1995 года в НКР, в соответствии с договоренностью с властями республики, к процессу разминирования подключилась британская неправительственная организация The HALO TRUST, занимающаяся гуманитарным разминированием в Афганистане, Анголе, Камбодже, Чечне, Эритрее, Мозамбике, Косово, Сомали, Шри-Ланке и других регионах. Основной упор был сделан на подготовку специалистов, обучение гражданских лиц гуманитарному разминированию. С мая 1995 года по апрель 1996 года организацией было обезврежено 888 мин и 6886 невзорвавшихся боезарядов (около 50 тонн), аграрному сектору экономики республики возвращено порядка 3000 гектаров земли, подготовлено около 30 разнопрофильных специалистов-минеров. Однако по исчерпанию финансовых дотаций деятельность The HALO TRUST в Нагорном Карабахе была приостановлена.

В 2000 году по рекомендации Кавказского бюро The HALO TRUST, изучившего нужды НКР в разминировании, организация вернулась в Нагорный Карабах и намерена, при наличии необходимых средств, остаться здесь вплоть до полного разминирования территории республики.

Руководитель карабахской программы The HALO TRUST Ник Смарт опроверг распространенную азербайджанскими СМИ информацию, согласно которой деятельность организации в Нагорном Карабахе будет прекращена по причине того, что она, якобы, не нашла новых доноров на 2013-й год. По его словам, в настоящее время продолжается финансирование со стороны двух основных доноров – американского и британского. Он добавил также, что в вопросе оказания гуманитарной помощи Карабаху заинтересованы и другие фонды, один из которых, в частности, выразил готовность, организовать полномасштабные работы по разминированию в самом крупном, Кашатагском районе НКР.

«В 2013-ом году планируется завершить работы на подлежащих разминированию двух участках Мартунинского района, в результате чего этот район полностью очистится от мин. Разминирование территорий с тем же размахом продолжится в Гадрутском и Мартакертском районах. Саперы пока не закончили свою работу в Аскеранском районе, поскольку процесс разминирования осуществляется поэтапно. Согласно предусмотренному графику, в ближайшем будущем этот район также будет очищен от мин», — проинформировал Смарт.

Руководитель программы сообщил, что в 2012-ом году было зарегистрировано пять случаев подрыва на противотанковых, противопехотных и других снарядах, в результате чего пострадали шесть человек, двое из которых – дети. Он сообщил также, что для полного разминирования территории Нагорного Карабаха потребуется примерно пять лет работы.

В борьбе с минами вносит свой вклад и Степанакертский офис Международного Комитета Красного Креста, который в сотрудничестве с властями республики реализовал в Нагорном Карабахе программу по информированию населения о минной опасности, направленную на предупреждение и сокращение несчастных случаев от мин и других боеприпасов. При этом особое внимание уделялось учащимся общеобразовательных школ, потому что особенно уязвимыми являются дети и подростки. Согласно статистическим данным, около одной трети несчастных случаев происходит во время игр, и жертвами их становятся, в основном, подростки в возрасте от 14 до 19 лет.

В рамках проекта «Строительство безопасных игровых площадок» совместно с Красным Крестом Норвегии, Степанакертский офис построил в общинах, находящихся на миноопасных территориях, десятки детских игровых площадок. Благодаря указанным мерам число пострадавших от мин и других боеприпасов в последние годы значительно сократилось, в частности, среди детей.

Однако, несмотря на большие усилия по разминированию, по сей день люди в зоне азербайджано-карабахского конфликта гибнут и калечатся от этой притаившейся во времени и растянутой в нем смерти.

И всем ясно, что пока не будет достигнуто политическое урегулирование конфликта, полное разминирование территорий, вовлеченных в него, практически неосуществимо. Ашот Бегларян, Степанакерт, bs-kavkaz.org