Аналітика

Критические дни

Arm-rusAnalitikaUA.net. Напряженность в армяно-российских отношениях трудно не заметить. Все сошлось одно к одному: повышение Россией тарифов на газ, что закономерно привело к повышению и других тарифов; продажа оружия Азербайджану, в том числе и систем залпового огня «Смерч»; халат на Грачья Арутюняне вкупе с антиармянскими агитками российской прессы; предупреждения российских политиков о проблемах для Армении в случае подписания Ереваном соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС.

ЭТУ ЦЕПОЧКУ СОБЫТИЙ ВКУПЕ С НЕДАВНЕЙ СМЕНОЙ ПОСЛА РОССИИ В АРМЕНИИ трудно назвать совпадением. Принято считать и, полагаем, обоснованно, что все это в той или иной степени мессиджи, свидетельствующие о том, что Москва озабочена курсом Армении на евроинтеграцию гораздо больше, чем в Ереване поначалу могли предположить. В одной из своих последних публикаций директор Института стран СНГ Константин Затулин выразился следующим образом: «Размышляя над тем, почему Россия пошла на продажу такого мощного наступательного оружия Азербайджану, который постоянно заявляет о желании военного реванша, я понял, что это результат деградации доверия между Арменией и Россией». Увы, но эта оценка, похоже, недалека от истины и отражает нынешнюю напряженность российско-армянских отношений, проявления которой дают о себе знать в самых разных формах.

Заметим, что с оценкой Затулина перекликается и заявление Посольства России в Армении в связи с трагическим ДТП в Подольске и акциями в Ереване в защиту достоинства Грачья Арутюняна. В заявлении говорится: «Полагаем совершенно неуместными действия, направленные на использование большой человеческой трагедии в узких политических целях и подрыв российско-армянских отношений. Заказные политизированные оценки неприемлемы».

Полагаем, что в случае с Грачья Арутюняном «неприемлемость» оценок была продемонстрирована прежде всего российской стороной. И дело даже не столько в пресловутом женском халате, сколько в шквале непрофессиональных материалов в ряде российских СМИ, которые могли вызвать антиармянскую волну в России, а следовательно, и тревогу среди работающих и живущих в России армян.

Уместно напомнить, что Москва сама заинтересована в притоке в свою страну квалифицированной армянской рабочей силы, в том числе и с помощью которой Россия пытается частично залатать свои экономические, социальные и демографические дыры. Иначе в свое время не действовала бы в Армении специальная программа «Соотечественники» по привлечению армян в Россию, причем несмотря на отрицательное отношение правительства Армении к этой программе. Сегодня много армян действительно работают на укрепление России на ее бесконечных просторах, и пусть не у всех легальный статус, но на этом фоне кампания против «понаехавших» армян все равно выглядит цинично.

АРМЯНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕРЕЖИВАЮТ КРИТИЧЕСКИЕ ДНИ. Сколько они еще продлятся, трудно сказать. Такое бывает, но хотелось бы, чтобы в результате сезонного геополитического шторма поменьше страдали простые люди, решающие проблемы хлеба насущного для себя и своих близких. И нельзя не отметить, что, хотя корабль армяно-российского партнерства в целом идет запрограммированным курсом, наметившийся крен вызывает беспокойство. В создавшихся условиях политикам, заинтересованным в развитии армяно-российских отношений, пора переходить от слов к делу и засучив рукава взяться за работу, чтобы не дать наметившемуся крену перейти опасную черту. Рубен МАРГАРЯН, «Голос Армении»