Ильхам Алиев может получить статус принца-консорта
AnalitikaUA.net. В прошедшую субботу Партия азербайджанского демократического мира (DADP) выдвинула кандидатом в президенты на предстоящих осенью президентских выборах супругу действующего президента Ильхама Алиева – Мехрибан Алиеву. Напомним, что на прошедшем недавно съезде правящей в республике партии «Ени Азербайджан» кандидатом на президентских выборах был избран действующий президент Ильхам Алиев. На том же съезде Мехрибан Алиева официально была введена в политику и назначена (слово «избрана» тут совершенно неуместно) заместителем председателя партии «Ени Азербайджан» Ильхама Алиева. Тем самым она узаконила свое положение второго человека в этой республике.
Что могут означать последние изменения в политической жизни Азербайджана? Чтобы попробовать разобраться в этом, необходимо обернуться к ближайшей истории этого государства.
ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД, 19 ДЕКАБРЯ 2008 ГОДА, МИЛЛИ МЕДЖЛИС АЗЕРБАЙДЖАНА проголосовал за принятие Акта о референдуме, дополнениях и изменениях в Конституции. Депутаты обратились в Конституционный суд с просьбой дать заключение о соответствии действующей Конституции предлагаемых изменений. Несмотря на множественное число, речь в этом акте шла о праве Ильхама Алиева избираться президентом Азербайджана неограниченное число раз. Дальше все было просто: Конституционный суд не нашел противоречий, население проголосовало «как надо», и Ильхам Алиев добился желаемого.
Казалось, тем самым положен конец скрытой войне между двумя сильнейшими кланами Азербайджана – Алиевых и Пашаевых. Дело в том, что Пашаевы, некогда удачно выдавшие замуж Мехрибан, давно уже мечтают увидеть ее на посту главы государства. Образованный, академический род Пашаевых, после смерти Гейдара Алиева трансформировавшийся в нахрапистых дельцов и занявший многие прибыльные ниши в экономике Азербайджана, уже не скрывает президентских амбиций.
Пять лет назад для этого был удобный повод: Ильхам Алиев шел на второй и последний по Конституции того времени президентский срок, а его 10-летнему сыну, Гейдару Алиеву-младшему, до президентского возраста было еще далеко. Учтем, что, согласно Конституции Азербайджана, президентом может стать человек не моложе 35 лет.
В то время в правящей семье обсуждалось несколько вариантов выхода из ситуации, в том числе продление срока президентской каденции до 7 лет с передачей власти в 2015 году Мехрибан Алиевой и снятие ограничений по избранию президентом более двух раз. Первый вариант, по мнению Пашаевых, выглядел более демократично, однако Ильхам Алиев не рискнул доверить супруге должность законно избранной регентши при их общем малолетнем сыне. Ильхама тогда беспокоила судьба не сына (о материнском инстинкте Мехрибан у него, кажется, нет оснований беспокоиться), а своя собственная. Он просто не мог позволить себе довериться дорвавшемуся до власти клану Пашаевых. По этой причине был выбран менее демократичный, но более проверенный вариант сохранения власти, и Ильхам Алиев получил пожизненное конституционное право избираться президентом.
С ТЕХ ПОР, ОДНАКО, МНОГОЕ ИЗМЕНИЛОСЬ, И СЕГОДНЯ И.АЛИЕВ потерял уверенность в безоблачном будущем. Речь идет не о внутренней политической оппозиции Азербайджана: она Алиевым в расчет не берется, ибо уже долгие годы пребывает в стадии активной самоликвидации. Основанием для беспокойства И.Алиева служат несколько серьезных факторов, в том числе бушующая на Аравийском полуострове «арабская весна», события в Турции, жесткая критика западных стран, значительное ухудшение отношений с Ираном и Россией, а также накопление в Азербайджане разрушительной энергии исламского радикализма.
Президенту Азербайджана необходимо найти универсальное решение, способное нейтрализовать каждый из этих вызовов в отдельности и все их, вместе взятые. Можно даже предположить, что идею иметь в запасе Мехрибан ему подсказало иранское общество, избравшее президентом страны Хасана Рухани, одинаково доброжелательно воспринимаемого представителями разных идеологических движений как в Иране, так и его западными и восточными партнерами и конкурентами. Мехрибан Алиева, за которой тянется флер академичности клана Пашаевых, способна сыграть роль Рухани в Азербайджане.
Однако действительное избрание Мехрибан возможно только тогда, когда Ильхам Алиев убедится в невозможности сохранить власть. Согласиться выполнять роль принца-консорта при своей супруге Ильхам может лишь в случае полной потери надежды на сохранение власти, а выдвижение Мехрибан Алиевой указывает на то, что в правящей семье Азербайджана этот вариант не исключают.
Надо сказать, что прием выдвижения сразу двух кандидатов в президенты Азербайджана семья Алиевых уже апробировала. В 2003 году кандидатами на пост президента этой республики были отец и сын – Гейдар и Ильхам Алиевы. И хотя Гейдар тогда был мертв, это не имело никакого значения, ибо смерть действующего президента была сокрыта от населения. Ныне оба кандидата – супруги Алиевы – живы, что придает грядущим выборам особую пикантность.
РАЗУМЕЕТСЯ, ЛИБО ИЛЬХАМ, ЛИБО МЕХРИБАН, ЧТО НАМНОГО ВЕРОЯТНЕЕ, снимет свою кандидатуру еще до голосования, но вряд ли это произойдет без внутреннего семейного торга. Очень возможно, что Мехрибан станет премьер-министром Азербайджана, должность, согласно Конституции Азербайджана, дающая право занимать пост президента в случае, если действующий президент по тем или иным причинам лишается способности осуществлять свои полномочия. После назначения Мехрибан Алиевой заместителем председателя партии «Ени Азербайджан» должность премьера явится логичным завершением ее официального вступления на политическую стезю.
Впрочем, обращает на себя внимание странное обстоятельство: в Азербайджане до сегодняшнего дня не определена дата выборов. Согласно избирательному законодательству Азербайджана, днем выборов считается среда третьей недели октября последнего года истечения определенного Конституцией срока полномочий президента. Этот день в 2013 году пал на 16 октября, как раз на день празднования религиозного праздника Курбан байрам. В связи с этим парламент Азербайджана перенес день выборов, так до сих пор и не уточнив новую дату.
Наконец, у Ильхама Алиева сохраняется возможность отложить выборы на неопределенное время. Для этого ему надо объявить чрезвычайное положение в республике. Впрочем, ситуация в Азербайджане развивается непредсказуемо, и может случиться так, что чрезвычайное положение выдумывать не придется. В этом случае должность принца или супруга-консорта, ответственного лишь за рождение наследника трона, может оказаться для Ильхама Алиева высочайшим благом. Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, «Голос Армении»