Армения – единственный стратегический союзник России на Южном Кавказе
AnalitikaUA.net. Армения – единственный стратегический союзник России в Закавказье, была им и остается. Связи России с двумя другими странами региона во многом оставляют желать лучшего. В случае с Азербайджаном отношения, продемонстрировавшие в свое время весьма интересную динамику, пошли на спад и сегодня переживают упадок, что, кстати, на экспертном уровне подтверждается и самим Азербайджаном. Сейчас Баку по различным вопросам все чаще занимает менее дружественную, а подчас и антироссийскую позицию.
Что касается Грузии, то со сменой власти в этой стране осенью прошлого года у Тбилиси появился шанс восстановить теплые, дружеские отношения с Россией, стать союзником, но в ближайшие годы этого едва ли стоит ожидать. Таким образом, Армения – единственная из стран Закавказья, с которой Россия поддерживает не то что партнерские, а союзнические отношения. Ереван – стратегический союзник, этим все сказано.
Отношения стратегического союзничества России и Армении не предполагают применение давления, на чем акцентировалось внимание ряда европейских экспертов и политтехнологов – на якобы существующем давлении Кремля на Ереван по части выбора между Евразийским союзом и программой ЕС «Восточное партнерство».
Некоторые шероховатости, к которым традиционно апеллируют европейцы в попытке обосновать свои тезисы, такие как цена на поставляемый в Армению российский газ, ни в коем случае не могут противоречить духу армяно-российского стратегического союзничества и партнерства, тем более ставить его под сомнение. Во всем мире не найти двух стран, отношения между которыми были бы идеально гладкими и беспроблемными. Какие-то спорные вопросы возникают всегда и везде, вопрос упирается в наличие или отсутствие у сторон инструментария для их решения. В случае с армяно-российскими отношениями этот инструментарий имеется. Более того, сотрудничество стран в экономической, политической, культурной и других сферах неуклонно развивается, я уж не говорю о военной сфере и отношениях в рамках Организации Договора о коллективной безопасности.
Мне уже приходилось высказывать мнение, что европейские круги попросту завидуют России в ее близости с Арменией. Если представить отношения большого и малого государств в рамках модели атома, то Россия – ядро, Армения – электрон. В силу объективных исторических, культурных, политических, географических и прочих причин 143-миллионная Россия с ее огромными природными ресурсами, самой большой в мире территорией, практически неиссякаемым экономическим потенциалом служит естественным центром притяжения для Армении – это факт. В отношениях Армения – ЕС этого нет, а им хотелось бы. Но здесь есть один нюанс, который европейские чиновники упускают из виду, возможно, намеренно. ЕС не в состоянии «обыграть» Россию на армянском поле ни экономически, ни политически и прибегает к дешевым и отчасти провокационным методам в попытке решить важные для себя задачи – дискредитировать Россию в глазах Армении.
Многое зависит от успеха интеграционных процессов на евразийском пространстве – Евразийского экономического союза. Если Армении и России удастся поднять и без того серьезное экономическое сотрудничество на качественно новый уровень, голоса еврочиновников и их армянских подражателей заглохнут.
Среди всех прочих факторов взаимоотношений Армении и России мне представляется главенствующим то, что скрепляющим единством остается христианская культура. Россия является одним из последних мировых оплотов христианской культуры, Армения – страна, первой официально принявшая христианские ценности. Этому пытаются противопоставить Европу с ее религией обожествления даже не человека (старый безрелигиозный гуманизм), а человеческих пороков. Эта антикультура вызывает отторжение у любого нормального человека. По образному выражению русского геополитика Александра Дугина, глобализация – каток, который вдавливает в асфальт национальные культуры и цивилизации. К сожалению, немногие из стран Евразийского континента отваживаются бросить вызов процессу унификации и сохранения своего религиозного ядра. С некоторыми и, увы, большими оговорками две наши страны – в авангарде этой борьбы. Режим Саакашвили толкнул православную Грузию на путь отступничества от своих духовных корней, камуфлируя его красивым лозунгом присоединения к общемировой цивилизации. Вместо обещанного процветания это обернулось тотальной нищетой и деморализацией грузинского общества. Предательство не принесло процветания. У грузинского народа не хватило мудрости противостоять соблазнам глобализма и узкого национализма. Но хватило мудрости пусть с запозданием, но распознать обман дехристианизации (равно дегрузинизации) культуры и антироссийскости. Армяне Джавахка последовательно отстаивали союз с исторической защитницей христианских народов Закавказья – Россией и до последней возможности сохраняли мосты, связующие единоверные Россию и Грузию. Миссия армян Джавахка принесла плоды…
Армения исторической своей судьбой – христианская государственность во враждебном окружении – была обречена на трагическую роль. Напомню, что в этом году исполнилось 560 лет со дня захвата османами столицы Восточно-Римской (Византийской) империи – Константинополя. Эта трагическая, черная дата в истории христианства. И самое непосредственное отношение она имеет к трагедии греков и армян в первой четверти ХХ века – геноциду христианских народов Османской империи. Христианство Армении и армян – основная причина геноцида, которому подверглись и другие христианские народы, населявшие Османскую империю. Армяне, греки, ассирийцы подверглись геноциду именно за исповедание христианства и уже во вторую очередь по иным, политическим и экономическим, причинам.
Полагаю, что не пересмотр существующих границ, всегда сопряженный с большими конфликтами и кровью, а непредвзятая моральная оценка произошедшего – вот чего следует добиваться при оценке трагических страниц прошлого. В том числе теми силами в самой Турции, которые руководствуются не соображениями сиюминутной выгоды. Прекращение мусульманских практик в главной святыне православного мира – храме Святой Софии, восстановление за счет бюджета Турции и открытие для свободного посещения и богослужения закрытых и, увы, оскверненных христианских храмов на территории исторического проживания армян, греков, ассирийцев – вот вторая часть программы. Я искренне полагаю, что под ней могут подписаться все честные силы в самой Турции. Правительство Реджепа Тайипа Эрдогана много сделало для налаживания диалога с основным мусульманским этническим меньшинством страны – курдами. На этом фоне особенно разительно зияет провал в налаживании диалога с наиболее пострадавшей частью османского общества – христианами. Складывается впечатление, что широко разрекламированная концепция неоосманизма блестящего интеллектуала, министра иностранных дел Турецкой Республики Ахмета Давутоглу сводится к неоисламизму. Претендуя на восстановление принципов османской имперскости (в том числе известной веротерпимости), диалог между правительством и обществом следовало бы налаживать и по пути восстановления разрушенного исторического наследства христианских подданных Османской империи. Однако мы видим односторонний процесс: попытку замирения двух главных этнических общин – собственно турецкой и курдской. Вовне же этот процесс направлен на восстановление гегемонии над мусульманскими странами – бывшими вилайетами Османской империи. Крестовый поход наоборот, новое объединение мусульман против христиан под главенством исламизирующейся Турции.
Представляется, что роль армян и армянства, пытающихся донести правду миру, который не расположен ее слушать, – далеко выходит за рамки темы геноцида 98-летней давности. Мне кажется, задача имеет столько же перспективное, сколь и ретроспективное значение – не только поведать о прошлом, но и предостеречь о будущем. Эдуард Попов, defacto.am