Наука

Археолог рассказал, в чем уникальность раскопок на территории энеолитического поселения в Армении

Научный сотрудник института археологии и этнографии НАН Армении, археолог Борис Гаспарян рассказал Sputnik Армения, в чем уникальность раскопок на территории древнего энеолитического поселения в Гнишикадзоре.

В трех километрах от знаменитой пещеры Арени несколько веков назад располагался виноградный сад. Здесь произрастал эндемичный сорт одноименного армянского винограда, из которого производили самый настоящий “нектар богов”.

Сегодня от сада остались лишь руины. Обнаруженные на его территории постройки датируются XIII-XIV веками.

Древнейший эндемический сад в карстовом каньоне Гнишикадзора открыла в 2014 году экспедиция под руководством научного сотрудника института археологии и этнографии НАН Армении, археолога Бориса Гаспаряна.

Эта же группа археологов в 2007 году открыла миру комплекс неолитических пещер Арени как колыбель виноделия – здесь была найдена древнейшая в мире винодельня.

Когда именно был разбит сам сад – никому не известно, но о такой уникальной находке должен знать каждый, сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Гаспарян.

“После пандемии коронавируса сад будет открыт для туристов”, – пообещал Гаспарян.

В чем уникальность?

Впервые в истории современной армянской археологии раскопки проводились на территории древнего сада. Их уникальность заключается в найденных артефактах, позволяющих предположить, что традиции виноделия в Армении восходят еще к эпохе энеолита.

“В Гнишикадзоре мы нашли развалины древнего энеолитического поселения, которое “смело” средневековье. Найденные здесь свидетельства той эпохи позволяют нам предположить, что населяющие эту территорию люди возделывали дикий виноград”, – сказал Гаспарян.

Он отметил, что справедливость суждений должна еще подтвердиться предстоящими раскопками.

Как это было?

Сад был обнаружен в 2012 году. Провести там раскопки решили после того, как в пещере Арени археологи обнаружили виноградную косточку. До начала раскопок ученые и не предполагали, что наткнутся на сад.

“Мы предполагали, что если будем копать, то найдем винодавильню, ну и что-то еще”, – сказал Гаспарян.

В результате был обнаружен крупный производственно-хозяйственный комплекс, природу и происхождение которого до сих пор изучают, подчеркнул Гаспарян.

Так как сад был расположен очень близко к караванной дороге – Великому шелковому пути, есть основания предполагать, что виноград культивировался в экономических целях. Об этом также свидетельствует найденные там керамика и монета. Сад, скорее всего, принадлежал Нораванкскому монастырю. Из винограда готовили вино, а на деньги от его продажи делали хачкары, работали над рукописями, содержали персонал.

Сад для армян

“Когда я говорю сад, то подразумеваю виноградник, так как на грабаре (древнеармянский – ред.) “айги” означает именно виноградник (отметим, что в современном армянском языке слово “айги” обозначает любой вид сада – ред.). Другие виды садов имели другие названия, например, яблоневый сад называли хндзори, и т.д.”, – пояснил Гаспарян.

По его словам, понятие сада имеет большое значение в формировании национальной идентичности армян. По аналогии с райским садом, созданным Творцом, цари, как наместники бога на земле, разбивали свои собственные виноградники. Поэтому наши предки считали виноградный сад земным раем.

Потом уже сады, как символ величия, “ушли” в Европу, и у каждого монарха во дворце обязательно разбивали сад.

Гаспарян отметил, что и сегодня люди стремятся построить загородный дом и разбить там сад – место, где смогут уединиться от городской суеты.

После пандемии “райский сад” в Гнишикадзоре будет открыт не только для местных жителей, но и туристов.

Отметим, что живописный каньон Гнишикадзора богат природными памятниками и источниками воды, которые с древнейших времен использовались в бытовых и хозяйственных целях, в частности — для орошения занимающих обширные площади древних эндемичных виноградников.