Політика

Мексиканское СМИ: Термины «геноцид» и «резня» неприемлемы применительно к агдамским событиям 1992 года

Магдалена дель Сокорро Нуньес Монреаль

Год назад мексиканский депутат Магдалена дель Сокорро Нуньес Монреаль в Палате депутатов Конгресса Мексики организовала день, посвященный анализу насильственного исчезновения людей и геноцида. В мероприятии принял участие также посол Азербайджана Ильгар Мухтаров, который представил свою позицию по событиям в Ходжалу 26 февраля 1992 года. Официальную позицию Азербайджана по этому вопросу продвигает правительство президента Ильхама Алиева – сына диктатора Гейдара Алиева, известного в Мексике в связи с полемикой вокруг статуи на проспекте Пасео-де-ла-Реформа. Об этом пишет Родриго Гомес Гарсиа в статье под заголовком «”Икорная дипломатия” в Мексике», опубликованной на сайте мексиканского информагентства «SinEmbargo MX».

Как пишет Гомес Гарсиа, вооружившись абсолютным незнанием значения и употребления слова «геноцид», в ходе конференции была предпринята попытка навязывать концепт, не соответствующий классификации Рафаэля Лемкина 1943 года, определение которого закреплено со стороны ООН в Конвенции о предупреждении преступления геноцида в 1948 году. Однако, по словам автора, самое тревожное – это отсутствие критического подхода со стороны мексиканских депутатов относительно позиции правительства Азербайджана.

Ходжалинские события не могут считаться ни геноцидом, ни резней, подчеркивает Гомес Гарсиа. Он анализирует эти два понятия на основе «Энциклопедии о геноциде и преступлений против человечества». Согласно энциклопедии, понятие «геноцид» подразумевает совокупность трех основных элементов – акты, намерение и жертвы. В определении ООН перечислены пять по сути различных, но объединённых стратегией актов. Цель трех из них заключается в уничтожении существующей группы – убийство, причинение серьезного ущерба и/или создание невыносимых условий. Задача остальных двух актов – предотвратить возможность продолжения существования данной группы.

Суть намерения заключается в том, чтобы ограничить заявления о том, что данные события были геноцидом, и что данное политическое насилие конкретно направлено на уничтожение группы. Эта политическая задача является официальной политикой, или проявляется в качестве скоординированного и систематического плана террора со стороны государства. Согласно определению, преступление нацелено на жертвы какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной принадлежности.

Цитируя ту же Энциклопедию, автор определяет резню в качестве действия – обычно коллективного – задачей которого является уничтожение гражданских или невоюющих лиц, в том числе мужчин, женщин и детей. Согласно экспертам, разница между геноцидом и резней заключается в том, что термин «резня» относится к намеренным, но не систематическим убийствам невооруженных людей в течение относительно короткого периода времени в географически небольшой и ограниченной зоне.

«Почему Ходжалы не соответствует к ни одному из данных двух определений?» – задается вопросом Гомес Гарсиа, начиная описывать события 1992 года. Поселок находится в семи километрах от Степанакерта. Из данного поселка азербайджанские силы в январе и феврале 1992 года обстреливали позиции в Степанакерте, убивая много мирных армян. Примечательно, что единственный аэропорт находилась в окрестностях Ходжалу.

Ввиду этого, поселок являлся стратегической позицией в противостоянии азербайджанских сил и армян в ходе Карабахской войны. «Также нужно констатировать, что Армения не вторгалась в Азербайджан. Это было решением живущих в Нагорном Карабахе армян – выбрать право на самоопределение – принцип международного права, поддержанный Мексикой в качестве основной оси своей внешней политики», – подчеркивает автор статьи.

Неся поражение в войне, азербайджанская армия решила эвакуировать жителей Ходжалу, большинство из которых являлись турками-месхетинцами из Центральной Азии, которые едва успели заселяться там. Для этого освободительная армия Карабаха образовала гуманитарный коридор, позволив гражданскому населению пройти по нему в город Агдам. Ссылаясь на информацию правозащитной организации «Humans Rights Watch», автор пишет, что на рассвете в сопровождении десятка военных, которые были в форме и вооружены, колонка беженцев оставила город, который был взят армянскими силами.

Однако, как отмечает автор, здесь не может быть речи ни о геноциде, ни о резне. Жертвы, которые погибли на подступах к Агдаму были вместе с вооруженными азербайджанскими бойцами в форме. В докладе организации «Helsinki Watch» (тогдашнее название организации «Humans Rights Watch». – Прим. ред.) сообщается о боевых столкновениях между азербайджанскими и армянскими силами, о которых свидетельствовали 21-летняя азербайджанка и азербайджанский солдат, оба из числа вышедших из Ходжалу группы. Из доклада организации следует, что азербайджанские военные использовали гражданских лиц в качестве живого щита, и многие погибли в ходе столкновения, пишет автор.

Он далее отмечает, что в это время Аяз Муталибов был президентом Азербайджана и главнокомандующим армией. Спровоцированные после вышеупомянутой трагедии политические интриги стали причиной его отставки и последующего изгнания. Едва через пару месяцев после агдамских событий, 2 апреля 1992 года, изгнанный президент Муталибов заявил «Независимой газете», что взятие армянскими силами Ходжалу не было неожиданностью, и добавил, что был оставлен гуманитарный коридор, чтобы беженцы смогли дойти до подконтрольных тогда азербайджанской стороне города Агдам.

Одна из колонн, вышедших из Ходжалу, была подвергнута атаке очень близко к Агдаму– на территории, контролируемой со стороны партии Народного Фронта Азербайджана – силами азербайджанской оппозиции, которая хотела использовать инцидент для его отправки в отставку и обвинения в произошедшем. Девять лет спустя, еще в изгнании, Аяз Муталибов вновь подтвердил свое заявление. В интервью журналу «Новое время» (6 марта 2001 г.) он завил, что «расстрел жителей Ходжалы был явно организован кем-то, чтобы взять под контроль власть в Азербайджане». Этим кем-то являлся отец нынешнего президента Азербайджана – диктатор Гейдар Алиев, уточняет Гомес Гарсиа.

«Хаотичный бой, который произошел вблизи Ходжалы, является актом войны, в котором, к несчастью, погибли мирные жители, вне зависимости от того, был он осуществлен армянами, как утверждает Азербайджан, или Народным фронтом Азербайджана, как отмечает армянская сторона, приводя в подтверждение слова экс-президента Азербайджана Аяза Муталибова. Однако этот бой не может квалифицироваться в качестве резни ввиду вышеупомянутого определения, и тем более геноцидом», – еще раз указывает автор.

Чтобы продемонстрировать искажение фактов со стороны правительства Азербайджана, Гомес Гарсиа приводит список азербайджанского чиновника Намига Алиева, представленный в докладе эксперта из организации «Helsinki Watch» Рейчел Денбер. В списке в качестве мирных жителей, потерявших жизнь в Ходжалу, указываются 133 человек, 41 из которых являются женщинами и 13 – детьми. Однако эта цифра отличается от представленных позднее официальных данных, согласно которым, погибли 613 человек, в том числе 103 женщины и 83 ребенка.

Таким образом, пишет автор, действия посольства Азербайджана в Мексике и в Латинской Америке – результат стратегии азербайджанского правительства по искажению фактов о Ходжалу, используя для этого различные площадки и лоббируя не информированных о карабахском конфликте депутатов, чтобы те приняли резолюции, поддерживающие азербайджанскую версию событий.

«Кроме этого, если Мексика заинтересована в поддерживании резолюции по карабахскому конфликту, она также должна признать, что в ходе этой же войны погибли около 10 тыс. армян, многие из которых стали жертвами подстрекаемых тем же правительством Азербайджана погромов. Также нужно иметь ввиду то обстоятельство, что кампания по Ходжалу – часть политики, центральной задачей которой является отрицание Геноцида армян, совершенного в 1915-1923 годах Османской империей», – пишет автор.

Напомним, что 26 февраля 1992 года, в ходе войны в Карабахе, на подступах к городу Агдам, при невыясненных обстоятельствах погибло от 200 до 300 человек (это по данным международной правозащитной организации Human Right Watch, а согласно пропагандируемой Азербайджаном версии – более 600), умышленно удерживаемых властями Азербайджана в эпицентре боевых действий. Население Ходжалу, представляющего собой одну из 5 огневых точек, откуда обстреливался блокадный Степанакерт, в течение многих месяцев насильно удерживалось в поселке и умышленно не эвакуировалось властями Азербайджана – с целью дальнейшего их использования в качестве живого щита.

Жители Ходжалу, покинувшие поселок по оставленному Силами Самообороны НКР гуманитарному коридору, беспрепятственно прошли более 10 км и дошли до контролируемого азербайджанскими войсками города Агдам. Позже в непосредственной близости от позиций азербайджанских войск были обнаружены тела погибших жителей поселка. Точное число погибших остается неизвестным, так как официальный Баку публикует противоречащие друг другу цифры. Комиссия парламента Азербайджана по расследованию трагической гибели этих гражданских лиц у Агдама была распущена по указу Гейдара Алиева, а следственные материалы – засекречены.

Источник: Panorama

AnalitikaUA.net