Без рубрики

Тенденции будущего Карабаха страшат Азербайджан

Nagorno-Karabahskaya-RespublikaAnalitikaUA.net. В прессе уже сообщалось, что 6 января в парламент одного из крупнейших штатов США — Калифорнии был представлен проект резолюции о признании Нагорно-Карабахской Республики как независимого суверенного государства. С подобной законодательной инициативой выступил депутат от Демократической партии, председатель комитета по ассигнованиям парламента штата Майк Гатто. В пресс-релизе, распространенном офисом Гатто, также отмечалось, что если обе палаты калифорнийского парламента примут проект резолюции, то его копия будет передана президенту США, в секретариаты Сената и Палаты представителей Конгресса США, всем членам делегации Калифорнии в американском парламенте для его дальнейшего продвижения.

Мы не станем судить о дальнейшей судьбе проекта резолюции, тем не менее, инициатива Майка Гатто, на наш взгляд, представляет определенный интерес с иной точки зрения. Она словно лакмусовая бумажка позволяет в очередной раз выявить и продемонстрировать миру не только агрессивную, но и лицемерную суть властей Азербайджана в вопросе карабахского урегулирования. Внимательный читатель должен был заметить, что в сообщении о представлении в парламент Калифорнии проекта резолюции о признании НКР использована сослагательная форма наклонения – «ЕСЛИ», то есть говорится о вероятном, а не фактическом принятии представленного документа. Однако даже этого было достаточно, чтобы официальный Баку принял в штыки инициативу господина Гатто, задействовав уже не раз использованные орудия из своего пропагандистского арсенала. В частности, руководитель пресс–службы МИД Азербайджана, подвергнув жесткой обструкции депутата от Демократической партии и обвинив его в предвзятости, заявил, что в обязанности законодателя входит защита прав человека, закона, принципов и норм международного права. «Общечеловеческие ценности, в основе которых лежат гуманитарные ценности, права человека, должны быть превыше всего, а не приноситься в жертву личным и политическим интересам», — сказал он.

Точка зрения представителя МИД Азербайджана звучит, как минимум, лукаво, если не сказать – абсурдно, поскольку и сам Майк Гатто, обосновывая свою инициативу, отстаивал принципы и нормы международного права и ссылался при этом на историю США, которые добились своей независимости от Великобритании благодаря реализации права народов на «самоопределение и демократическую независимость». Между тем чиновник внешнеполитического ведомства Азербайджана должен бы знать, что одним из предложенных сопредседателями Минской группы ОБСЕ базовых принципов урегулирования азербайджано-карабахского конфликта как раз-таки является право народа на самоопределение, которое, к слову, арцахцы юридически безупречно реализовали, провозгласив государственную независимость НКР. Кстати, практически все парламенты зарубежных стран, выступившие с прокарабахскими акциями, в отличие, кстати, от сопредседательства Минской группы, говорят не о предоставлении Арцаху права на самоопределение, а ставят вопрос в иной плоскости, а именно — поддержать самоопределение и демократическую независимость НКР. То есть юридически признать право арцахцев на самоопределение и уже свершившийся акт народного волеизъявления. Понимают ли это власти Азербайджана? Безусловно, да. Отсюда и та нервная, на грани истерики, реакция, которая сопровождает практически каждую инициативу, подобную калифорнийской.

Разумеется, было бы неверно называть это событие беспрецедентным и рассматривать его с точки зрения международного признания НКР. Во-первых, потому, что прецеденты уже были. Как известно, в 2012 году законодательные органы американских штатов Род-Айленд и Массачусетс, австралийского штата Новый Южный Уэльс, в 2013 году — американских штатов Мэн и Луизиана приняли аналогичные резолюции, в которых призывали власти своих стран поддержать самоопределение и демократическую независимость НКР. Во-вторых, речь идет всего лишь о законодательной инициативе калифорнийского парламентария, и вопрос принятия упомянутой резолюции остается пока открытым. Конечно, все вышеприведенные факты необходимо рассматривать в контексте демократического развития нашей республики и ее приверженности ценностям цивилизованного сообщества, что, в свою очередь, создает надежные предпосылки для последующего международного признания НКР. Процесс этот долгий, требующий немалых внешнеполитических усилий руководства нашей страны, поэтому едва ли стоит впадать в эйфорию, предвкушая скорое юридическое признание независимости НКР.

Как бы там ни было, но любые действия зарубежных структур в поддержку демократической независимости НКР наносят серьезный удар по политике Азербайджана, направленной на приобретение административного права на Арцах, которого у него ни с исторической, ни с юридической, ни с моральной точек зрения никогда не было и нет. Несколько лет назад в мире наметилась тенденция к признанию права народа Нагорного Карабаха на самостоятельное определение своего политического будущего. Тенденция эта развивается, чего официальный Баку и боится как огня.

Леонид Мартиросян, DeFacto.am