Політика

Зачем Турции железная дорога к границам Армении?

Железная дорогаAnalitikaUA.net. В ходе своего недавнего визита в Швейцарию министр иностранных дел Турции Ахмед Давутоглу заявил, что “Турция будет работать над улучшением отношений с Арменией”. Но при этом он подчеркнул, что хотя “процесс нормализации связан с карабахским конфликтом, мы стараемся развивать креативные идеи”. Какие идеи?

Ереван быстро отреагировал. По словам пресс-секретаря МИД Армении Тиграна Балаяна, в заявлении Давутоглу “нет ничего нового”. По его словам, “после подписания армяно-турецких протоколов за все прошедшие четыре года мы слышим от турецкой стороны одну и ту же песню о каких-то конструктивных подходах. Все это не что иное, как отказ Турции от ратификации и претворения в жизнь протоколов”. (Речь идет о подписанных в октябре 2009 года известных Цюрихских протоколах, предусматривающих нормализацию отношений между Турцией и Арменией и открытии между ними границ. Но потом Анкара под давлением Баку выставила не предусмотренные этими документами условия по урегулированию карабахской проблемы).
Большая политика, как и история, не любят сослагательного наклонения. Но если бы на этом этапе Анкара и Баку подыграли Еревану, то ситуация в регионе качественно изменилась бы. Открывались бы реальные возможности для реализации наработанных Минской группой ОБСЕ так называемых обновленных Мадридских принципов. …В конце прошлого года бывший посол Турции в США Ньюзхет Кандемир выступил с призывом пересмотра Анкарой своей внешней политики, отмечая, что “налаживания дипломатических отношений между Турцией и Арменией не состоялись по причине давления Азербайджана”, и это, по его мнению, “противоречит интересам Турции”. В этой связи складывается устойчивое ощущение, что Анкара, разыгрывая армянскую “карту”, видимо, выставила перед Брюсселем в качестве главного условия свое вступление в ЕС, или хотя бы разблокирование переговорного процесса. Не получилось.
Пока Баку удается заставлять Анкару “играть” по своим правилам. Первое, что сразу бросается в глаза, это скрепы энергетических коммуникационных проектов, связывающих оба эти государства. Но с учетом динамики бурных процессов, происходящих на “Большом Ближнем Востоке”, эти проекты уязвимы с точки зрения геополитики. Более того, после того как премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган выступил с “пакетом” демократических преобразований, дарующем некоторым этнически меньшинствам — в особенности курдам — демократические права, Турция стала себя позиционировать в качестве многоэтнического и многоконфессионального государства, что выбивает из-под турецко-азербайджанского альянса такой базовый фундамент, как тюркизм. Рано или поздно, это неизбежно приведет к дистанцированию Анкары и Баку между собой, даже если Баку вступит на путь федерализации.

Как ни крути, но блокирование Баку процесса ратификации Цюрихских протоколов турецким парламентом сдерживает не только процесс реализации амбиций Турции в Закавказье, но и подтолкнул Армению к вступлению в Таможенный союз. Более того, если раньше Запад считал несостоятельными попытки Азербайджана выстроить через себя “мост” во взаимоотношениях России с Ираном, то сейчас, когда тот же Запад обозначил свое стремление нормализовать свои отношения с Ираном, картина заметно меняется. Дело в том, что вывод обладающего огромными энергетическими ресурсами Ирана из международной изоляции заметно снизит эффект азербайджанских энергетических коммуникаций. В свою очередь это выводит Баку на новый уровень во взаимоотношениях с Москвой.

Вот почему сохранение на данном этапе с попытками опереться на Москву статус-кво в Закавказье — в целом, и в отношении Карабаха — в частности, объективно отражает интересы Азербайджана. Не случайно и то, что состоявшиеся президентские выборы в Азербайджане и очередная победа на них Ильхама Алиева были встречены на Западе весьма прохладно: он стал подвергаться более жесткой критике по части демократии. Скоро Баку дадут понять, что доходы от добычи нефти он получает “только благодаря поддержке Запада”, и что его энергоресурсы — не гарантия признания за ним особого статуса в регионе.

Тем временем Турция все готовится к коррекции своей политики в отношении Армении. Появились сообщения, что власти страны ремонтируют 112-километровую железнодорожную ветку, ведущую к границам Армении. На днях избранный от Карса депутат парламента от правящей партии “Справедливость и развитие” Ахмед Арслан ознакомился с ходом ремонтных работ в деревне Чатак. Что бы все это значило?

Станислав Тарасов, обозреватель ИА REX. Источник: “Новое Время”