Політика

Сирия и нефть. Россию этот бизнес не привлекает

СирияAnalitikaUA.net. Не исключено, что еще до завершения данной статьи группа государств, словно в насмешку над здравым смыслом объединившихся в коалицию “Друзья Сирии”, совершат агрессию против Сирии. Более вероятно, что атака на Сирию начнется в ночь на пятницу или в середине сентября, когда будут соблюдены некоторые формальности, как-то: отчет комиссии ООН по расследованию применения в Сирии химического оружия. Однако у Дамаска остаются еще шансы отсрочить вторжение “друзей”. Или даже избежать его.

Ранее сообщалось, что ракетно-бомбовый удар по Сирии будет нанесен в четверг, сразу после того, как Совет Безопасности ООН примет предложенный Англией проект резолюции, разрешающий нанесение ударов по Сирии для защиты мирного населения от оружия массового поражения. Однако противодействие двух постоянных членов Совбеза ООН – России и Китая – привело к срыву принятия резолюции, и теперь мир замер в ожидании решения президента США Б.Обамы.

В САМОМ ДЕЛЕ, АМЕРИКЕ НЕ ВПЕРВОЙ НАЧИНАТЬ ВОЙНУ В ОБХОД СОВБЕЗА ООН. Вторжение в Ирак, например, было принято при голосовании против тех же России и Китая и воздержавшейся Франции. На этот раз Америку подталкивают к войне остальные “друзья” Сирии, в том числе Англия, Турция, Катар, Франция, Саудовская Аравия, Канада… Анкара, например, первой заявила, что на Сирию надо напасть без одобрения Совбеза ООН, и обещала присоединиться к любой антисирийской коалиции. Затем это предложение было поддержано другими государствами, что может быть использовано Соединенными Штатами. Таким образом, наложенное Россией вето может обернуться против нее, ибо если удар по Сирии резко снижает возможности Москвы на Ближнем Востоке, то очередное игнорирование российского вето подрывает ее авторитет во всем мире.

Когда за два дня до заседания Совбеза ООН министр иностранных дел России В.Лавров заявил прямым текстом, что Россия ни с кем воевать из-за Сирии не собирается, многие восприняли это как сдачу интересов Дамаска, Тегерана, да и самой Москвы. Ныне, однако, Россия подтверждает свою готовность защитить Сирию всеми возможными дипломатическими способами. Не более того, ибо прямая военная помощь Дамаску равна объявлению начала мировой войны. Но, что интересно, не исключено, что дипломатических мер окажется достаточно. Во всяком случае вето Москвы дает Вашингтону шанс достойно избежать совершенно не нужной США войны, к которой Америку буквально вынуждают остальные “друзья Сирии”.

Поражение Сирии действительно обернется катастрофой для Москвы, геополитические интересы которой съежатся до северных предгорий Кавказа. Сирия для России не только друг и союзник, но и геополитическая точка опоры на Ближнем Востоке. Именно исходя из этого обстоятельства в Москве прекрасно понимают: вторжение “друзей” в Сирию явится пристрелочным огнем по России. Не по Ирану, у которого в случае поражения Сирии просто теряется смысл противостояния с Западом, а по России. Вторжение в Сирию изменит геополитические задачи Ирана и России и разведет их по разные стороны. Тегерану придется приноравливаться к Западу и пытаться найти с ним общий язык, Москве этого шанса никто не даст. Иран – плацдарм, Россия – мишень.

СУЩЕСТВУЮТ, ОДНАКО, ГОСУДАРСТВА, ПРЯМО ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ В НАПАДЕНИИ НА СИРИЮ, в первую очередь Турция. У Анкары в возможной войне, в которой она “готова присоединиться к любой антисирийской коалиции”, несколько интересов, в числе которых: вытеснение за пределы страны (или в политическую резервацию) шиитов и алавитов Сирии, полное подавление курдской общины Сирии, поэтапное, как в случае с Александреттским санджаком, расширение своих территорий за счет северных провинций Сирии, нейтрализация угрозы со стороны Ирана и уничтожение армянской общины Сирии. Таким образом, уничтожение Сирии автоматически превращает Турцию в выраженного регионального лидера с новыми возможностями претворения политики неоосманизма. Другой вопрос, насколько это выгодно Америке, хвост которой – Турция – уже сегодня пытается вертеть хозяином.

Укрепление Турции и изменение внешнеполитического вектора Ирана выгодно и Азербайджану, наиболее реальная угроза существования которому, что бы там ни говорили ангажированные политики и политологи, исходит с юга. Если еще учесть экономические интересы Баку на Западе, то стремление Азербайджана – непостоянного члена Совета Безопасности ООН – поддержать предложенный Англией проект резолюции по Сирии становится понятным. В определенной степени Азербайджану повезло, что вопрос так и не был поставлен на голосование, в противном случае ему очень трудно было бы объяснить Москве свое решение. Тем не менее не исключено, что уже в ближайшее время Баку придется определиться не только в политических расчетах, но и с голосом в Совбезе ООН. Думается, это тот самый случай, когда Азербайджану придется пожалеть об усилиях и тратах, приведших его в Совбез ООН.

Приведенный далеко не полный расклад показывает большую вероятность тотальной войны, но вовсе не ее неизбежность. Во-первых, как уже было сказано, Обама пока не принял окончательного решения. Во-вторых, участие Запада в войне против Сирии может быть ограничено точечными обстрелами или массированными ударами, направленными на уничтожение стратегических военных и гражданских объектов, но без вторжения войск. Не исключен и апробированный в Ираке и Ливии вариант применения бесполетной зоны. Тем не менее вероятность прямой военной агрессии против Сирии и вторжения в эту страну остается высокой.

ПАРАДОКСАЛЬНО, НО ЭТОТ ВАРИАНТ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ СПАСИТЕЛЬНЫМ ДЛЯ СИРИИ. Ибо если в случае бесконтактных ракетно-бомбовых ударов Тегеран, скорее всего, ограничится дипломатическими демаршами в защиту Дамаска, то вторжение иностранных войск в Сирию вынудит Иран вступить в войну. И в первую очередь с соседними государствами – союзниками “друзей Сирии”. Подобное развитие событий станет реальной угрозой не только для обоих турецких государств, но может расколоть весь арабский мир, спровоцировать “войну всех против всех”. Вопрос: сможет ли западный мир выйти из этой войны без колоссальных людских и огромных геоэкономических потерь – становится риторическим.

Само собой разумеется, что в этих условиях резко, практически до уровня неизбежности увеличится и вероятность новой войны между Азербайджаном и Республикой Арцах, следовательно, и Республикой Армения. А эта война уже с большой долей вероятности вовлечет в свою орбиту и Россию.

Сирия – осевой стержень современного мироздания не только на Ближнем Востоке, но и на всем пространстве Евразии. Каким бы незначительным ни был шанс ее спасения от войны, страны мира обязаны использовать его. В противном случае уже через год-два придется рисовать новые карты мира, на которых мы просто не найдем некоторых ныне существующих и выглядящих благополучно государств. И, сколь бы удивительно это ни звучало, последняя надежда Дамаска – это Вашингтон. Обаме новая война, тем более война за чужие интересы, не нужна.

P.S. Война в Сирии с точки зрения экономики выгодна России, ибо, по расчету специалистов, резко, до 150-170 долларов за баррель, взвинтит мировые цены на нефть. Однако, как видим, Россию этот бизнес не привлекает. Это я так, к слову. Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, «Голос Армении»