Соціум

Шарль Азнавур ратует за переселение крипто-армян в Армению

ХемшилыAnalitikaUA.net. “Шарль Азнавур встретился в Париже с президентом Армении Сержем Саргсяном. Азнавур родился в семье армянских эмигрантов, уехавших во Францию в 1922 году. Его отец родился в Ахалцихе Тифлисской губернии Российской империи, мать происходила из армянской купеческой семьи, жившей в Турции. На Западе Азванур добился многого — богатства и известности. Его часто называют всемирным послом французской песни” — такова преамбула статьи Станислава Тарасова на сайте ИА REX, в которой рассказывается о новой инициативе нашего знаменитого соотечественника.

“…У Азнавура особые отношения с главой Армении С.Саргсяном. В мае 2009 года Саргсян назначил его своим указом послом Армении в Женеве, представляющим ее интересы в ООН и во всех международных организациях, штаб-квартиры которых располагаются в Швейцарии. После этого шансонье стал своего рода культовой фигурой для армянской диаспоры, но уже в политическом обрамлении. Каждое его заявление по армянскому вопросу быстро тиражировалось мировыми СМИ.

После подписания 10 октября 2009 года известных Цюрихских протоколов, предусматривающих нормализацию отношений между Турцией и Арменией и открытие границ, Азнавур выступил в эфире итальянского телеканала RAI-3. Тогда он заявил следующее: “Приятно будет увидеть открытие границы в последний период жизни. В 1924 году, когда я родился, турки обещали вернуть земли армянам, но этого так и не случилось. Я все это время ждал и не могу ждать еще 85 лет. В 1924 году Сталин обещал, что армянам будут возвращены Эрзерум, Ерзнка, Агри, Себастия, Харберд (Элязыг), Тигранакерт (Диярбекир), Битлис, Сиирт, Муш, Ван и Хаккари. А согласно Севрскому договору, “Армения Вильсона” включала бы в себя и губернии Трабзона, Вана, Битлиса и Эрзерума”.

Скажем откровенно: обнаружить документ, в котором содержалось бы указанное обещание Сталина, нам не удалось. Тем не менее с того момента за Азнавуром прочно укрепилась репутация защитника прав и интересов армянской диаспоры. Но в последующем его взгляды на ситуацию стали — неожиданно для Еревана — меняться. В своих заявлениях для печати Азнавур, подтверждая, что его “единственным желанием является открытие армяно-турецких границ, которое позволит Армении немного “подышать”, стал призывать Ереван вернуться “к духу Цюриха”.

…”Куда же идем мы? Армения в серьезной опасности, и все претыкаются на слове геноцид, — говорил Азнавур в интервью французскому Nouvelles d`Armеnie. — Я не вижу, в чем это помогает стране идти вперед. Куда ведет нас эта логика?”. Кстати, тогда он впервые обозначил проблему исламизированных армян. По его словам, “эти люди, отверженные повсюду, они несчастны, им нужно помочь”, и задался вопросом: “Что значит быть армянином диаспоры? Хорошо есть, хорошо пить? Иметь свой магазин и говорить о геноциде? Это означает быть армянином? Этого мало”.

Более того, Азнавур стал остро реагировать на факт миграции армянской молодежи из Армении… И, как выход из ситуации, на состоявшейся встрече с президентом Саргсяном шансонье предложил, чтобы Армения “открыла свои двери для представителей армянской диаспоры, принявших ислам”. Что же касается открытия армяно-турецкой границы, то, по его мнению, это “вопрос более серьезный, на который нужно обратить внимание”.

По нашим наблюдениям, крипто-армяне стали заметно активизироваться в Турции в связи с открывающимися перспективами ее членства в ЕС. Но после жесткого подавления турецкой полицией протестного движения в связи с реконструкцией парка Гези переговорный процесс Брюсселя и Анкары на этом направлении застопорился. Накануне принятия объявленного правительством Реджепа Тайипа Эрдогана “Пакета демократических преобразований, в котором обещалось дарование свобод проживающим в стране этническим меньшинствам, власти приступили к выявлению крипто-армян, которых называют по-турецки “денме” — “обращенные”. Официально таковых в Турции насчитывается около 70 тысяч, неофициально — свыше 300 тысяч. Как пишет в этой связи французский еженедельник Le Nouvel Observateur, “крипто-армяне стали с осторожностью раскрывать свое происхождение”.

Но в озвученном Эрдоганом “Пакете” определенные свободы предоставляются только курдам, алавитам, цыганам, но никак не армянам. При этом существуют прогнозы, согласно которым власти станут вводить ограничения для крипто-армян при приеме их в определенные высшие учебные заведения, на работу или при продвижении по службе. Более того, как пишут некоторые армянские политологи, положение еще усугубляется тем, что часть крипто-армян интегрирована в различные курдские политические организации.

Вот почему Шарль Азнавур решил отправиться в Турцию, выбрав в качестве сопровождающего известного турецкого писателя Надима Гюрселя. При этом шансонье намекнул, что он попытается осуществить свои “своеобразные идеи”. Если речь идет о начале кампании в Турции по переселению крипто-армян в Армению, то это может заметно изменить демографическую ситуацию в этой стране, более тесно интегрировать ее в проект “Большого Ближнего Востока”, открыть новые перспективы для сближения с Турцией.

Официальный Ереван по этому поводу молчит, а Анкара может выступить “с пониманием” устремлений Азнавура, поскольку это выводит ее на новый сценарий нормализации отношений с Ереваном”, пишет Станислав Тарасов, обозреватель ИА REX.

Как известно, одни из криптоармян – хемшилы, которыми обстоятельно и глубоко занимается председатель Научного центра “Амшен” Артавазд ГУЛУМДЖЯН. Предлагаем отрывки из его исследования.

…Древний край Амшена, амшенские армяне, амшено-мусульмане и турки-хемшилы… Еще недавно значение этих слов было известно лишь узкому кругу историков и краеведов. Но упоминание об этой этнической группе армян можно встретить не только у армянских ученых, но даже в записях испанского дипломата XY века Рюи Гонзалеса де Клавихо “Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1403-1406 гг.”. Массовая исламизация предков хемшилов вырвала их из общеармянской среды, хотя и сегодня они продолжают говорить на амшенском диалекте армянского языка. Несмотря на множество различий между хемшилами, проживающими на постсоветском пространстве, и хопа-хемшилами, живущими в Турции, и у тех, и у других наличествует двойное этническое самосознание: идентифицируя себя с турками, владея турецким языком, они тем не менее имеют и свой собственный язык — диалектную форму армянского, за которым по сей день сохраняется приоритет.

Самые первые упоминания об Амшене содержатся в “Истории халифов” Вардапета Гевонда (80-е годы VIII века н.э.). В истории Гевонда рассказывается о 12 тысячах армянских переселенцев, которые во главе нахараров Шапуха и Амама из княжеского дома Аматуни мигрируют на побережье Черного моря. Восточнее г.Трабзона с разрешения византийского императора они основывают полунезависимое княжество. Во второй половине VIII в. князь Хамам Аматуни основал на месте разрушенного войной г.Дампура (Тамбура) новый город, который получил название Хамам-шен в честь князя Хамама, откуда и пошло название области “Хамшен”.

В 1204 г. внуком Византийского императора Андроника I Комнина Алексеем образуется независимое государство Трапезундская империя (1204-1461 гг.). Амшенское ишханство, как и все области Понта, вошли в состав империи. Упоминания о средневековом Амшене встречаются также в памятных записях армянских рукописей XV в.
В 1452 г. началось завоевание турками-османами Трапезундской империи. Последний амшенский князь Давид II в 1480 г. после турецкой экспансии покидает княжество. С падением Амшена весь понтийский регион подпадает под власть Османов.
С конца XVI в. турецкие власти по отношению к христианам Понта стали проводить политику насильственной исламизации. Приблизительно в середине XVI в. часть населения под давлением захватчиков приняла ислам, и в течение двухсот лет шло формирование из них особой этнической группы — хемшилов, которая разделилась на две самостоятельные группы: хопа-хемшил (хомшеци), которые в начале XIX в. переселились на восток, и хемшилов самой области Хемшин. Другая часть амшенцев, чтобы сохранить свою веру и язык, покинула Амшенский край и бежала на запад в сельские районы, г.Трабзон, г.Орду и далее в Джаник. Впоследствии, спасаясь от произвола турецких властей и геноцида армян, выжившие амшенцы мигрировали на территорию Российской империи, теперь основная их масса живет в Краснодарском крае и Абхазии.
…Ареал проживания хопа-хемшилов (хомшеци) охватывает Хопский и Борчский районы. По некоторым данным, численность хопа-хемшилов составляет около 30000-40000 человек, основная масса хопа-хемшилов проживает в Хопском районе, также существуют небольшие колонии в Самсуне, Стамбуле и других городах Турции.

После утверждения границ между СССР и Турцией в 1921 г. около шести сел с проживающими в них хопа-хемшилами остались в составе Аджарской АССР. В ноябре 1944 г. хемшилы вместе с турками, курдами, лазами и другими народами были высланы в Южную Киргизию, а небольшую их часть выслали в Казахстан.
В начале 80-х годов хемшилы из Средней Азии стали переселяться в Краснодарский край, где встретились с амшенскими армянами, с которыми судьба разлучила их более трехсот лет назад. Процесс переселения усилился после узбекско-киргизского конфликта в 1989 г.

Что касается турецких амшенов, то основное место их расселения – Хопа, который является центром одноименного района. По некоторым данным, хемшилы заселили горные массивы этого района приблизительно 200 лет назад. Сегодня в городе хемшилы составляют большинство, опередив по численности аборигенов-лазов, более того, в 2004 г. они впервые избрали главой г.Хопы хемшила из рода топал-оглы.

Основная часть хемшилов осознает себя особой этнической группой турецкого народа и называет себя турки-хемшилы. При этом в большинстве названий поселений, гор, местностей Хемшина угадываются армянские или нетурецкие топонимы. Например, в названиях гор: Качкар — арм. Хачкар (крест-камень), Верченик — арм. Верч (конец, последний), Татос — арм. имя; в названиях поселков и местностей: Хачиванак — арм. Хачиван (поселок креста), Паловит — арм. Пал (вишня), Кармик — арм. Кармир (красный) и т.д. Жители Амшена (Хемшина) сохранили из поколения в поколение память о событиях начала XIX в., но о кровавом уходе амшенцев-христиан в середине XVII в. свидетельств почти нет.

Можно предположить, что жители подобных поселков – далеко не все, учитывая потоки естественной миграции – являются потомками исламизированных амшено-армян. “Новое время”