Політика

Он улетел, но обещал встречаться

протестAnalitikaUA.net. Закончился ереванский саммит глав МИД стран ОЧЭС, в ходе которого Армения передала председательство в организации Болгарии. Участники саммита положительно оценили председательство Армении и пожелали Болгарии такой же продуктивности.

Завершился саммит, завершилось и предварительно хорошо разрекламированное турецкой прессой пребывание Давутоглу в Ереване. Турецкие газеты сообщали, что последний привез с собой представительную делегацию, однако вскоре сопровождающие Давутоглу журналисты обнаружили, что это не произвело на Ереван большого впечатления.

У столичной гостиницы «Марриотт», где проходил саммит ОЧЭС, Давутоглу встретили представители студенческого союза «Никол Агбалян», молодежные крылья социал-демократической партии «Гнчакян» и партии «Наследие».

ВСТРЕТИЛИ, МЯГКО ГОВОРЯ, НЕПРИВЕТЛИВО, НАЗЫВАЯ ЕГО ОДНИМ ИЗ ИДЕОЛОГОВ антиармянского движения, с требованиями признать Геноцид и «немедленно покинуть Армению, возвратиться в свою Анкару». Акция была мирная, полиция бдила, не подпуская демонстрантов к входу в «Марриотт» слишком близко. Однако Давутоглу предпочел перед демонстрантами все-таки не светиться и в сопровождении своей многочисленной охраны (сообщают о двух десятках охранников) в гостиницу проник с заднего входа. Комментарии в армянских соцсетях отметили символичность такого прохода суперминистра на саммит ОЧЭС, а один из участников демонстрации заявил, что до тех пор, пока Турция не признает Геноцид, турецкие чиновники именно так, с заднего хода, и должны проходить на мероприятия в Армении.

Уже тогда турецкие СМИ констатировали, что их министра в Ереване ждал холодный душ, сам же Давутоглу, отсидев открытие саммита, быстро сбежал в свой гостиничный номер, при помощи охраны ловко избегая нежелательных встреч с армянскими журналистами.

Как известно, встречи президента Армении Сержа Саргсяна с Давутоглу не было предусмотрено. Зато состоялась встреча Налбандяна с Давутоглу, как, впрочем, и встречи Налбандяна со всеми другими руководителями зарубежных делегаций, участвовавших в саммите ОЧЭС. Разве что беседа Налбандяна с Давутоглу продлилась несколько дольше остальных, примерно полтора часа.

По итогам встречи стороны с совместным заявлением или брифингом не выступили. МИД РА распространил краткий пресс-релиз, в котором отмечается, что на встрече с турецким коллегой Налбандян подтвердил позицию Еревана: армяно-турецкие отношения должны быть нормализованы без предусловий. Подобное короткое сообщение уже красноречиво говорило об оценке Ереваном «эффективности» встречи. Заметим также, что ранее, во время саммита, но до встречи с Давутоглу, отвечая на вопросы журналистов, Эдвард Налбандян еще раз подчеркнул, что все попытки Анкары связать двустороннее урегулирование с нагорно-карабахским конфликтом не приведут к результату и бессмысленны.

ЧТО КАСАЕТСЯ ДАВУТОГЛУ, ТО ПОСЛЕДНИЙ ДАЛ БРИФИНГ, НО ТОЛЬКО ДЛЯ СВОИХ, турецких журналистов, наверное, с целью как-то оправдать свое посещение Еревана перед завезенной им представительной журналистской братией. Он сказал несколько общих слов об эффективности руководства ОЧЭС в период председательства Еревана, о гостеприимстве хозяев, о желании Турции нормализовать отношения и о том, что, хотя подходы сторон ко многим вопросам разные, надо чаще встречаться. А еще Давутоглу сказал, что не предлагал Еревану сдавать районы в обмен на открытие границы, назвав спекулятивными эти сообщения турецкой прессы с подачи «анонимных источников» турецкого МИД…

Однако турецкий суперминистр изменил бы самому себе, если бы не выдал очередную порцию «мудрых» мыслей по поводу Геноцида армян и разблокирования границы. Он назвал «депортацию» 1915 года бесчеловечным, антигуманным и неправильным шагом, но при этом заявил, что выступает за «справедливую память» и что армяно-турецкие отношения не похожи на германо-еврейские. Более того, выяснилось, что Анкара за последние годы пошла на серьезные подвижки в восприятии собственной истории, неоцененные Ереваном. СуперАхмет заявил: «Когда вы пишете историю, принимая во внимание факт депортации, то с турецкой стороны в коллективном сознании было восприятие того, что армяне предали свою нацию и заслужили депортацию. Мы должны уничтожить подобное. Мы отменили это неправильное восприятие в 2005 году, но у армянской стороны оно все еще есть». Вот так вот! Оказывается, в отличие от прогрессирующей с 2005 года Турции, у нас еще сохраняется неправильное восприятие…

Далее было еще забавнее. Давутоглу стал путанно намекать, что открытие армяно-турецкой границы, дескать, может привести к новой войне в регионе. Это несмотря на однозначные требования в этом вопросе мирового сообщества. Интересно, кто, согласно суперАхмету, начнет эту войну? Ильхам? Неужто Анкаре так нравится выставлять себя наивной дурочкой?

ПОЧЕМУ ДАВУТОГЛУ ТАК СТАРАТЕЛЬНО ИЗБЕГАЛ АРМЯНСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ? Тут две версии — взаимодополняемые. Скорее всего, Давутоглу просто испугался вопросов армянских журналистов, особенно после «теплого приема» у «Марриотта». А поводом сохранить лицо была, наверное, глубокая невысказанная обида суперАхмета. В пользу этой версии говорит опубликованная сразу после завершения саммита статья известного Томаса де Ваала, в которой последний утверждает: «Давутоглу не найдет себе друзей в Ереване, если станет предлагать идеи по Нагорному Карабаху, которые, как сообщается, он обсуждал в Вашингтоне в прошлом месяце. Это бы нанесло удар по армянскому табу, поддерживаемому Вашингтоном и Москвой, которое основано на представлении о том, что мирный процесс по Карабаху и двусторонний армяно-турецкий процесс не должны быть связаны между собой».

Как подчеркивает эксперт, в ходе визита турецкий суперминистр столкнулся с пренебрежительным отношением к себе как со стороны армянской прессы, так и со стороны должностных лиц. Наверное, действительно Давутоглу обиделся на то, что армянская пресса не стала бросать в воздух чепчики при его появлении, а что касается обиды на должностных лиц Еревана, то, полагаем, де Ваал имел в виду несостоявшуюся встречу Давутоглу с Сержем Саргсяном, на которую турецкий министр питал надежды в преддверии визита в Ереван, и упомянутое выше заявление Налбандяна о бессмысленности турецких попыток связать армяно-турецкое урегулирование с нагорно-карабахским конфликтом.

НО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СУПЕРАХМЕТУ СТОИЛО БЫ ОБИДЕТЬСЯ НА СЕБЯ САМОГО. Как позже отметил вице-спикер НС РА Эдуард Шармазанов, «не мы совершали Геноцид, не мы вводили в оборот 301-ю статью, не мы подвергали блокаде соседнее государство и распространяли дезинформацию в прессе и в изданиях, подобных Sabah». «Не нужно делать громогласных заявлений, нужно всего лишь предпринять простые шаги: ратифицировать армяно-турецкие протоколы, прекратить блокаду, «не совать нос» в карабахский вопрос», — добавил Шармазанов.

Вот так, в общем-то бесславно закончился визит в Ереван турецкого суперминистра, визит, предварительно хорошо разрекламированный турецкой прессой, позже констатировавшей, что в Ереване Давутоглу ждал холодный душ. Результаты визита Давутоглу вряд ли может записать в свой актив, поскольку публикации как во время его пребывания, так и после не способствовали целям Анкары на нынешнем этапе: в очередной раз ввести в заблуждение международное сообщество своими якобы «конструктивными» шагами в направлении армяно-турецкого урегулирования. Причина проста: помпезные слова турецкой стороны, как правило, имеют мало общего с реальной политикой этой страны, в чем неоднократно убеждались не только в Ереване, но и в других столицах.

Так и улетел из Еревана немного погрустневший турецкий суперминистр, но встречаться обещал.

Рубен Маргарян, «Голос Армении»