Політика

Ключи к пониманию

Ключи к пониманиюAnalitikaUA.net. Еврокомиссия выступила с заявлением относительно решения Армении вступить в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. В опубликованном на сайте Еврокомиссии заявлении, в частности, говорится:

“В июле этого года, спустя 3,5 года, мы с Арменией завершили переговоры по соглашению об ассоциации (включая глубокую и всеобъемлющую зону свободной торговли). Это соглашение позволит Армении при содействии ЕС продвигать программу всесторонней модернизации и реформ, основанную на общих ценностях, политической ассоциации и экономической интеграции”. Далее отмечается: “Мы принимаем во внимание очевидное желание Армении присоединиться к Таможенному союзу. Мы терпеливо ждем лучшего осознания со стороны Армении своих намерений и того, как она желает обеспечить совмещение этого и обязательств, взятых на себя соглашением об ассоциации и договором о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли. После окончания этих консультаций мы сделаем выводы о дальнейшем пути. Мы вновь хотим подчеркнуть, что Соглашение об ассоциации и Договор о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли – это основа выгодных для всех реформ, а не игра с нулевым результатом, и они могут быть совмещены с экономическим сотрудничеством с членами СНГ”.

НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ПОНЯТЬ ЕВРОПЕЙСКУЮ РЕАКЦИЮ НА ХОД ЕРЕВАНА МОЖНО. Не случайно в данном заявлении подчеркивается тот факт, что три с половиной года велись переговоры, и “вдруг”… Однако в этом же заявлении наличествует пара фраз, в принципе объясняющих шаг Армении, которую пытались поставить перед выбором. Европейцы говорят: “Соглашение позволит Армении при содействии ЕС продвигать программу всесторонней модернизации и реформ, основанную на общих ценностях, политической ассоциации и экономической интеграции” (заметьте, ничего конкретного, общие фразы) и добавляют, дескать, не думайте, что это “игра с нулевым результатом”. А что же думать, если за 3,5 года европейцы так и не смогли убедить Армению конкретной деятельностью, что интеграция РА – ЕС сулит нам очевидные дивиденды и исходит из наших национальных интересов. Зато активно доказывали обратное. Нет, речь не о привычных двойных стандартах евродемократии, не о пропаганде особо трепетного отношения к религиозным и сексуальным меньшинствам, не о том, что современное экономическое положение большинства стран ЕС просто критическое. Речь об отсутствии понимания того, что для блокадной Армении, не имеющей и с Европой общих границ, приоритетны все же национальные и государственные интересы, зачастую входящие в противоречие с планами, стремлениями, стратегией и тактикой Европы.

Между тем иллюзорным европейским “модернизациям”, “ассоциациям” и “реформам”, обещаниям и заверениям Россия противопоставила вполне конкретную повестку взаимодействия, во многом отвечающую нашим интересам. Конечно, как и в случае с ЕС, тут тоже пока речь идет только об обещаниях, выполнение которых, что называется, вилами по воде писано. Однако уже сами идеи и намерения для нас куда более привлекательны, нежели “демократический” диктат европейцев.

“РОСАТОМ” ВМЕСТЕ С АРМЯНСКИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ ПРИЛОЖАТ УСИЛИЯ для реализации проекта продления срока эксплуатации действующего энергоблока Армянской АЭС на 10 лет. Об этом заявил президент России Владимир Путин 3 сентября по итогам переговоров со своим армянским коллегой Сержем Саргсяном. Разумеется, приложить усилия – еще не значит сделать. Да, не каждому обещанию Москвы стоит беспрекословно верить. Но…

Не секрет, что наши лютые друзья и соседи – турки и азербайджанцы спят и видят, когда ААЭС закроется. Не секрет, что наши друзья из Европы тоже активно продвигают идею закрытия атомной станции. Наконец, не секрет, что для энергетической безопасности Армении, да и не только энергетической, значение ААЭС невозможно переоценить. Это вопрос именно национальных интересов, в котором поход России созвучен нашему. А вот европейский… Он (подход) полярно противоположен.

Инвестиции РЖД России в развитие армянской железнодорожной сети могут составить около 15 млрд рублей (около $500 млн), заявил Владимир Путин по итогам российско-армянских переговоров. Сумма, надо сказать, приличная, и очевидно, что инвестиции такого масштаба подразумевают существенное расширение отечественной железнодорожной системы. Тут можно предположить, что российская сторона весьма серьезно относится к перспективе разблокирования железнодорожного сообщения Армении с внешним миром, возобновления работы абхазского участка ЖД, прокладки железной дороги Иран – Армения. Более того, со вступлением РА в Таможенный союз данный вопрос и вовсе становится ключевым. Вряд ли кто-нибудь может усомниться в том, что прорыв транспортной блокады, в которой Армения живет два десятилетия, исходит из наших национальных интересов. И вот тут, пожалуй, стоит вспомнить европейский (точнее, западный) проект деблокады Армении – Цюрихские протоколы. Что сделал ЕС за прошедшие 5 лет с целью принудить Турцию – мощного партнера Европы – не нарушать международное право и открыть границу с Арменией – со страной, которую якобы сегодня пытаются экономически евроинтегрировать? Какие усилия приложила ЕС для защиты интересов своего “восточного партнера”? Ответ очевиден.

МОЖНО ПРОВЕСТИ ЕЩЕ МАССУ ПОДОБНЫХ ПАРАЛЛЕЛЕЙ, четко фиксирующих следующее: да, Москва – не ангел. Да, Россия использует в отношениях с Арменией кнут и пряник. Но Брюссель ни того ни другого даже не показывает, не говоря уже о применении. Единственное, что делает Европа, так это эксплуатирует свой бренд. Мол, мы – Европа, дескать, Европа – круто, и этим все сказано. Может, кого-то подобный подход впечатляет, может, для кого-то евробренд важнее всего остального. Однако Армении этого точно мало. Для Армении важна конкретика, отвечающая ее интересам. Сегодня ее (эту конкретику) предлагает Москва. Ара МЕЛИКСЕТЯН, «Голос Армении»