Переход ситуации в Карабахе в полномасштабный военный конфликт маловероятен
Каковы причины последнего обострения ситуации на линии соприкосновения, возможно ли возобновление войны в Нагорном Карабахе и что будут обсуждать на встрече в Сочи президенты Армении и Азербайджана? На эти вопросы в интервью агентству «Новости-Армения» ответил руководитель аналитического агентства «Alte et Certe», политолог Андрей Епифанцев.
— С чем связанно последнее обострение ситуации на линии соприкосновения в зоне карабахского конфликта?
— Обострение ситуации в Нагорном Карабахе было естественным и даже ожидаемым. Регион напичкан оружием, существуют территориальные споры и сильное желание Азербайджана вернуть его (Карабах – «Новости-Армения») под свой контроль, накал страстей и степень взаимной неприязни у сторон высоки, нередки перестрелки – все это говорит о том, что рано или поздно эти перестрелки должны были перерасти в нечто большее. Наверное, сыграло свою роль и движение Армении в ЕАЭС и связанные с этим споры о таможенной границе (между Арменией и Карабахом – «Новости-Армения»). Если в конце этого процесса Нагорный Карабах де-юре не войдет в ТС и ЕАЭС, но де-факто его продукты будут спокойно продаваться на территориях этих союзов под маркой «Сделано в Армении», то это улучшит там обстановку, а значит, еще более уменьшит для Баку перспективы возвращения этих территорий, небольшие даже сейчас. Возможно, в какой-то момент Азербайджан посчитал, что он теряет рычаги воздействия, и решил сыграть на обострение.
— Могут ли эти инциденты привести к возобновлению войны?
— Я считаю маловероятным переход ситуации в полномасштабный военный конфликт. Несмотря на огромные военные расходы и очень большой импорт вооружения, вероятность победы в таком конфликте для Азербайджана не то, что не однозначна, а просто невелика, в то время как риски, которые он получит в случае поражения, очень серьезны. Именно это сдерживало Баку от развязывания войны в прошлом и, кроме относительно благоприятного международного фона, здесь для Азербайджана ничего не изменилось.
Позитивным фактором является согласие президентов Азербайджана и Армении встретиться и обсудить сложившееся положение. Это свидетельствует о том, что стороны готовы искать решение за столом переговоров. Несмотря на то, что несколько азербайджанских экспертов считают, что на этой встрече Алиев предъявит Саргсяну ультиматум: «Или возврат Карабаха, или война», мне кажется, что все будет происходить менее воинственно.
— Какие вопросы, по вашему мнению, будут обсуждены в ходе возможной встречи президентов Армении и Азербайджана в Сочи?
— Думаю, очевидным вопросом, который будет затронут, станет прекращение огня. Азербайджан захочет неких гарантий по фактическому не включению Нагорного Карабаха в границы ТС и ЕАЭС, в результате, перемирие восстановится, а риторика по поводу карабахских продуктов под маркой армянских будет снижена. Вместе с тем, это перемирие будет хрупким. В какой-то момент у официального Баку могут сдать нервы и, несмотря на всю нелогичность этого шага, он может начать полномасштабную военную операцию. Такую массу оружия покупают явно не для того, чтобы устроить из него музей. Хотелось бы, чтобы процесс поиска мирного решения ускорился, но, к сожалению, явных путей выхода пока не наблюдается ни у кого, и в том числе ни у американцев, развернувших в последние полгода-год бурную деятельность вокруг Карабаха.