О том, как много интересного можно обнаружить на склонах гор в Армении, о чем это напоминает и чем отличается от находок в других странах, рассказывается в материале Армена Петросяна на страницах Sputnik Армения.
С начала 1970-х годов во всем мире обсуждались загадки десятков тысяч геоглифов на плато Наска на юге Перу в виде рисунков, геометрических фигур и удивительных линий и полос. Фигуры эти на площади 50 кв. км — от простых прямых линий, идущих на много километров и заходящих за горизонт, до гигантских и сложных рисунков животных и насекомых привлекают внимание исследователей не первое десятилетие.
Идеально ровные линии и полосы уходят за горизонт, пересекая высохшие русла рек, взбираясь на холмы и при этом не отклоняясь от своего направления, хотя даже современные геодезические методы не позволяют провести на пересечённой местности прямую линию длиной до 8 километров так, чтобы отклонение не превышало 0,1 градуса.
Их главная тайна в том, что они видны лишь с большой высоты, то есть их разглядеть можно только с самолета. А местная культура Наска, которая, как считается, все это создала, датируется между 500 г. до н. э. и 500 г. н. э.
Понятно, что воздушных шаров и тем более самолетов у предков индейцев не было. Для кого же их создали и как они были сделаны? До сих пор ни археологи, ни геологи не придумали сколь-нибудь внятного объяснения этому феномену. Притом, что там даже части горных вершин вырезаны довольно ровным срезом, что вообще невозможно объяснить ни естественными причинами, поскольку в природе так не бывает, ни искусственными, так как у древних просто не должно было быть техники для таких результатов. Но результаты, что называется, видны невооруженным глазом.
Вручную это сделать тоже практически невозможно. Более того, несмотря на то, что поверхность пустыни тут такова, что автомобиль, хотя бы один раз проехавший по ней, оставляет следы колёс, на плато Наска практически отсутствуют следы тропинок. То есть все эти многочисленные люди, выполнявшие земляные работы по изготовлению полос в сотни и тысячи метров длиной, нигде не оставили даже следов своих ног и натоптанных троп.
Культурных слоев вокруг линий Наска также не обнаружено, поэтому датировать их создание, как и срез горных вершин, так и не удалось. В общем, загадка на загадке. И чем дальше, тем больше. Подобных артефактов в мире не так много, кое-где иногда находят некое подобие перуанских фигур, но не в таком масштабе и количестве. Но, несмотря на свою столь большую величину, даже фигуры плато Наска неразличимы невооружённым глазом с борта МКС.
Надо сказать, что Армения, как высокогорье, имеет много похожего на Перу. Российские исследователи, неоднократно бывавшие и там, и у нас, замечали много общего, а однажды в Сюнике, увидев в частном зоопарке лам из Перу, констатировали, что сходство полное.
Вот например, «Двери Мгера» — «Ворота Бога». У перуанцев есть и свои аналоги, они у них называются Араму Муру (тоже Врата Богов), что весьма напоминает имя одного из легендарных армянских царей (царь Урарту Араме (Араму), — ред.), которое до сих пор дают мальчикам.
Причем, если у нас воспоминания о «Двери Мгера» остались лишь в традиции, то современные индейцы до сих проводят у своих святилищ определенные ритуалы, связанные, как считают исследователи, с измененными состояниями сознания.
В общем, интересных и труднообъяснимых совпадений немало, но есть одно, которое внешне не совсем похоже на линии Наска, но зато превосходит их по масштабу. Это остатки циклопических крепостей на склонах Арагаца, не только самой горы, но еще и горного массива вокруг нее. Сегодня остались лишь основания этих древних крепостей в виде остатков нижних рядов кладки, но самое поразительное не столько то, что они тоже тянутся на тысячи метров, а то, что они видны из Космоса. Поэтому их каждый может посмотреть в программе Google Earth.
Впервые классификацию древних крепостей района горы Арагац еще в конце 1920-х выполнил известный архитектор и археолог, исследователь истории архитектуры Армении Торос Арутюнович Тораманян (1864—1934). Он относил наиболее древние крепости даже к неолиту. На Ближнем Востоке неолит начался около 9500 лет до н. э. и длился до IV—V тыс. до н.э. Но выводы Тораманяна впоследствии не были общепризнаны.
Циклопические крепости
Циклопические крепости, как и геоглифы Наски, сами по себе хранят массу загадок. Можно даже сказать: все, что нам о них известно, несравнимо со всем тем, что пока неизвестно. Даже датировки их весьма приблизительны и усреднены. Археологи это объясняют тем, что там отсутствуют остатки органики, без которой невозможно применять радиоуглеродный метод датирования. Либо же тем, что найденная органика, которая датируется, например, эпохой бронзы, может быть намного более поздней, чем время постройки.
Это легко понять на простом примере: если кто-то в 18 веке поблизости от Эребуни сделал, скажем, шашлык, то при обнаружении органики в виде остатков пиршества, то есть костей, нельзя сделать вывод о том, что сам Эребуни построен тогда же, и ему всего 300 лет, когда всем известно, что ему уже более 2.800 лет. Такая же проблема везде.
Несколько сот древнейших крепостей на Армянском нагорье принадлежат к числу сравнительно малоизученных памятников. Их принято называть циклопическими крепостями. Это самые ранние образцы армянских крепостей. Основной тип каменной кладки циклопических крепостей был сложен почти повсеместно без раствора.
Единственным исключением, где самая древняя кладка была применена с раствором, является небольшое сооружение в Гошаванке, которое даже по виду резко отличается от всех окружающих средневековых строений.
В Гегамских горах и на склонах горы Арагац есть множество полуразрушенных циклопических замков. При этом они разбросаны на довольно обширном пространстве к югу и юго-западу. Многолетняя международная экспедиция под руководством известного археолога Бориса Гаспаряна обнаружила их и на юго-западной оконечности массива Арагаца, около поселка Даларик в восточной части Армавирского марза, в 58 км к западу от Еревана и в 20 км от армяно-турецкой государственной границы.
Поблизости находится пещера Даларик-1, которая была обнаружена армяно-японской совместной экспедицией 2018 года в каньоне реки Мастарагехегат (приток реки Аракс). Там было найдено 130 каменных изделий ашельского времени и остатки фауны. Возраст ашельского слоя там составляет от 600 до 500 тысяч лет.
Понятно, что крепости окружали и защищали древние города и поселения. Но сегодня от них уже ничего не осталось. Этот факт, как и то, что от самих крепостей остались лишь нижние ряды, имеет простое и банальное объяснение. Камни, как стройматериал, местное население тысячи лет подряд растаскивало на свои нужды. Эти районы с древности были густо заселены, да и зачем пропадать добру. По остаткам стен трудно делать выводы о том, как они выглядели в древности. Но есть места, где от древних строений осталось несколько больше.
Мегалиты Арагаца
На склоне горы Арагац, на южной стороне, в окрестностях села Аван также есть множество развалин циклопических городищ и крепостей и даже полуразрушенная древняя мостовая протяженностью 5 км, ведущая в дальнее село Хнусик на высоте около 2000 м, где сегодня практически никто не живет.
Дальше, через пару километров вверх, находится мегалитическая крепость Дзюнаберд, которую историки относят к 3 тыс. до н.э. Она стоит на возвышенности и построена из больших валунов по несколько тонн весом в нижней части и сравнительно небольших камней в верхней. Множество их разбросано вокруг частыми землетрясениями.
Ограждение состоит из 2-х концентрических рядов крупных блоков. Большой размер блоков во внешнем слое кладки вызывает удивление исследователей, так как неясно, с какой целью строители использовали такие большие камни, когда вокруг полно мелких. Вероятно, для прочности фундамента, но тогда непонятно каким способом для сбора такой кладки перетаскивались тяжести весом во много тонн. С таким весом работать и на равнинах тяжело, а в горах тем более – почти что невозможно. Вероятно, потому их потом и не растащили, что просто не смогли.
В общем, тут, как и на плато Наска, сам результат налицо, а как его добились – неизвестно. И о назначении можно лишь догадываться. Из постройки на вершине холма видна практически вся Араратская долина, поэтому оно, кроме защиты, могло служить и для наблюдения за перемещениями в долине. Внутри можно видеть нечто типа дольмена-погребения и «огненного жертвенника» для сакральных ритуалов.
Нам до сих пор точно неизвестно, как выглядели изначально и когда были построены крепости на склонах Арагаца, но есть данные о том, что они могут быть намного древнее традиционной датировки эпохой бронзы. Это все постепенно выясняется. Благодаря новым данным геологии и палеоклиматологии, сегодня получают подтверждение выводы Тороса Тораманяна, который относил наиболее древние крепости к неолиту. Эти открытия заслуживают отдельного рассказа.