Армянский бизнес собирается расширить экспорт шоколада в Украину. Об этом заявил Sputnik Армения основатель Ереванской шоколадной фабрики Сос Саакян.
Армения в больших объемах импортирует из Украины шоколад (примерно на 5 миллионов долларов в год, или чуть больше 10% импорта), а также печенье и вафли (примерно на 3 миллиона в год, или около 15% импорта). Одна из компаний, принадлежащих Саакяну, занимается импортом кондитерских изделий, в том числе из Украины. Но Армения может и сама поставлять шоколад, даже в страны с такой развитой кондитерской индустрией, считает бизнесмен.
«Около трех лет назад мы начали экспорт в Украину, теперь уже представлены в Киеве, Харькове и других городах, причем и в локальных магазинах, и в торговых сетях», — сказал он.
Конкуренция на украинском рынке, как известно, острая: есть и свои крупные производители, и европейские продукты попадают в республику по сниженным пошлинам или без них (в рамках Соглашения о глубокой и всеобъемлющей свободной торговле). В частности, соседняя Польша экспортирует в Украину сладостей примерно на 70 миллионов евро в год.
Заметим, Польша экспортирует сладости и в Армению в довольно крупных (по меркам нашей страны) объемах: шоколада – чуть меньше 2 млн долларов в год, других сладостей – чуть больше чем на 1 миллион.
«Конкурировать действительно сложно. Работаем в высоком ценовом сегменте, иначе не выдержим. Но конкурировать готовы – скоро, кстати, хотим договориться о поставках и в Польшу», — отметил Саакян.
Кстати вскоре после вступления Армении в ЕАЭС, Россия стала крупнейшим покупателем армянского шоколада (в предкризисном 2019 году объем их закупок достиг 13 миллионов долларов). Традиционно крупным рынком (более миллиона долларов в год) остается и Грузия, куда Армения экспортирует шоколад и конфеты более 15 лет, а также США, где они продаются в армянских магазинах (в основном в Калифорнии).
Кроме того, в последние годы растет экспорт в другие, помимо России, страны ЕАЭС, а также в Иран. Что касается Украины, то регулярный экспорт сюда начался с 2017 года, в предкризисном 2019-м достиг 1,2 миллиона долларов, а в 2020 составил около 640 тысяч.