ВажливеПолітика

Война в Карабахе сблизила Баку и Исламабад, но Пакистан разочаровал Ильхама Алиева

Азербайджан не сумел направить ресурсы ядерной державы против армян. В том, к какому результату привели активизировавшиеся в последнее время азербайджано-пакистанские контакты, разбирался колумнист Sputnik Армения.

В Баку и Исламабаде подводят итоги недавнего визита в Азербайджан делегации высокопоставленных пакистанских генералов во главе с председателем Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил Надимом Разу.

Пакистано-азербайджанское сотрудничество в военной сфере, похоже, действительно выходит на новый уровень. И это беспокоит многих не только в Ереване и Степанакерте, но и в Москве и Нью-Дели.

На самом деле общих интересов у Баку и Исламабада не так много, как может показаться. Достаточно вспомнить, что товарооборот между двумя странами составляет всего 30 миллионов долларов. (Еще недавно он не превышал и восьми миллионов.) Так что единственное, что объединяет Пакистан и Азербайджан – это военно-политическое партнерство, активно поощряемое Турцией. Причем, заметно, что сотрудничество в оборонной сфере резко активизировалось именно после карабахской войны. В начале января с рабочим визитом Баку посетила делегация во главе с командующим военно-воздушными силами Пакистана маршалом Муджахидом Анвар Ханом. Через считанные дни в Исламабаде с двухдневным визитом побывал министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов, которого сопровождали несколько генералов. Еще более представительным был состав делегации, возглавляемой генералом Надимом Разу. Вместе с ним в Баку прибыли представители штабов, координирующих работу погранвойск, спецназа, авиации и разведки.

Повестка визита, конечно же, не афишировалась. Но нетрудно догадаться, что наряду с другими вопросами обсуждалась и тема поставок Азербайджану пакистанского оружия. В прессу просачивались сведения о том, что Баку давно интересуется истребителями-бомбардировщиками «JF-17 Thunder» совместного пакистано-китайского производства и истребителями и учебно-тренировочными самолетами «MFI-395 Super Mushshak». Исламабад подтверждает готовность оказывать техническую поддержку в обслуживании уже поставленной военной техники. Известно также, что стороны обсуждают детали, связанные с организацией переподготовки в пакистанских военных вузах нескольких сот азербайджанских офицеров. Прорабатывается и возможность создания совместных предприятий двойного назначения. Беспокойство вызвало недавнее откровение посла Азербайджана в Исламабаде Али Ализаде о том, что «фармацевтические компании Пакистана планируют построить в Баку несколько производственных предприятий». Эти сведения обретают особый смысл, если иметь в виду, что Пакистан продвинулся и в создании бактериологического оружия массового поражения. Министр обороны Закир Гасанов и генерал Надим Разу обсуждали также предстоящие совместные учения, в которых будут задействованы силы спецназа двух стран.

Желая произвести впечатление на Ереван, Исламабад по просьбе Баку бряцает оружием. Но делается это уже после войны. (Как тут не вспомнить поговоку о том, что ложка хороша к обеду?) В реальности, Пакистан немного разочаровал азербайджанцев. Прямой военной помощи в ходе военных действий Азербайджан от своих союзников так и не дождался. В дни войны военно-транспортные самолеты действительно осуществили несколько чартерных рейсов из Пешавара в Баку. Но сведения о том, что они доставляли в Азербайджан отряды бойцов спецназа, не подтвредились. Скорей всего, борты были загружены снарядами. А между тем, бакинская пресса много лет подряд трубила о том, что, если Ильхам Алиев решится атаковать Карабах, Пакистан, обладающий ядерным оружием, непременно окажет военную поддержку. Исламабад не позволил втянуть себя в войну, довольствовавшись лишь косвенным содействием. И хотя после прекращения военных действий Ильхам Алиев публично поблагодарил премьер-министра Имрана Хана за оказанную помощь, а на военном параде наряду с флагами Азербайджана и Турции были вывешены и знамена Пакистана, совершенно очевидно, что в Баку ждали от Исламабада большего.

Пакистану на самом деле не так уж и интересен Азербайджан, находящийся от него в двух тысячах километрах и населенный народом, чуждым в этническом и конфессиональном смысле. Готовность Исламабада союзничать с Баку обусловлена прежде всего стремлением заручиться поддержкой Анкары. Именно потому Пакистан предпочитает партнерствовать с Азербайджаном не напрямую, а в трехстороннем формате. Основа для сотрудничества в формате Пакистан-Турция-Азербайджан была заложена лет десять назад. Первая встреча министров иностранных дел трех стран состоялась в ноябре 2017-го в Баку. Следующую встречу было решено провести в 2018-м в Анкаре. Но она не состоялась. Карабахская война вновь сблизила Баку, Анкару и Исламабад. В январе в столице Пакистана был проведен второй по счету саммит министров. Совершенно очевидно, что цементирует этот трехсторонний альянс именно Турция, партнерство с которой в равной мере ценят и в Пакистане, и в Азербайджане.

У каждой из стран трехстороннего сотрудничества есть собственные цели, в реализации которых они хотят использовать союзников. С Азербайджаном все ясно. Дружба с державой, имеющей четверть миллиарда жителей и 120 атомных бомб, необходима Алиеву прежде всего для устрашения армян. Турции союз с Пакистаном нужен для того, чтоб получить доступ к ядерным технологиям. Кроме того, Эрдоган надеется склонить Имрана Хана к признанию Северного Кипра и надеется использовать его в реализации своей политики ползучей суннитизации Азербайджана. Ну а Исламабад же рассчитывает на поддержку со стороны Баку и Анкары своих территориальных притязаний в отношении северных провинций соседней Индии.

В Нью-Дели это осознают и, похоже, делают соответствующие выводы. Индийские дипломаты видят, что Азербайджан с каждым годом все откровенее вмешивается в их внутрение дела, покровительствуя сепаратистам, орудующим в штатах Джамму и Кашмир. Будучи членом Координационной группы Организации Исламского сотрудничества по Кашмирскому конфликту, Азербайджан выступает с позиций Пакистана и позволяет себе откровенно враждебные действия в отношении Индии. В дни карабахской войны руководство Индии смогло убедиться в том, что союз Пакистана, Турции и Азербайджана угрожает также и их интересам.

Бакинская пресса недавно цитировала статью влиятельного индийского политолога Смирти Чаудхари, опубликованную в авторитетном издании «Eurasian Times». Заголовок статьи говорит сам за себя: «Поможет ли Индия противостоять оси Турция-Пакистан-Азербайджан, которая захлестнула Армению?». В те же дни главный редактор «New Dehli Times» Анкит Шривастара в своей авторской колонке писал: «Азербайджан сегодня является местом, где исламисты Ближнего Востока рука об руку с турецким и пакистанским спецназом воюют против христианской Армении». Доктор Шривастара осторожно подводил к мысли о том, что сегодня этот альянс работает против Армении, а завтра начнет действовать против Индии. Газета «India Today» эту мысль подала еще отчетливей. Автор публикации призвал всерьез относиться к сведениям о том, что Анкара может перебросить воевавших против армян исламских боевиков из Карабаха в Кашмир. Газета со ссылкой на источники греческого журналиста Андреаса Маунтзуралиаса писала, что командир протурецкой группировки «Сулейман Шах» Абу Амса предложил своим бойцам, вернувшимся из Карабаха в Африн, на тех же условиях повоевать и против индийцев. «Он сказал членам своего бандформирования, что Кашмир такой же горный регион, как и Карабах», — пишет «India Today».

Таким образом, становится очевидным, что минувшая война позволила индийскому обществу объективно оценить роль Азербайджана. Это позволяет предположить, что великая ядерная сверхдержава, наконец-то внесет ясность в свои подходы к процессам, происходящим на Южном Кавказе.

Артем Ерканян

Источник: Sputnik
Подписывайтесь на наши соцсети: Telegram | YouTube | Facebook | YouTube

AnalitikaUA.net