СМИ: Армянские элиты объединились, требуя ухода Пашиняна с поста премьера
В политической жизни Армении, на первый взгляд, царит необъяснимый хаос, начавшийся после поражения во второй карабахской войне. Sputnik Армения разбирается в ситуации с политтехнологом Вигеном Акопяном.
В нынешней ситуации время работает против премьера. Оппозиция может еще долго проводить акции, пытаться перекрывать улицы или предпринимать что-то еще. Она не несет ответственности за будущее страны, за это ответственно правительство.
В стране при этом сейчас настоящей властью не обладает ни формальная власть, ни оппозиция. В Армении налицо самый худший вариант – не двоевластие, а тотальное безвластие.
«Время работает против власти и Армении. И есть конкретная единица измерения этого кризиса – дома, села и т.д. Не видно никаких серьезных ресурсов для того, чтобы противостоять этому. Практика показывает, что азербайджанцы делают, что хотят», — сказал Акопян.
Эксперт считает логичным, если бы премьер-министр Армении ушел с поста сразу после поражения. В свое время первый президент Армении Левон Тер-Петросян, выступив со своей позицией по Арцаху и будучи непринятым со стороны элиты, ушел. Тем самым показал себя настоящим политическим деятелем. Пашинян этого делать не стал.
По теме:
25 декабря премьер-министр Армении заявил, что созывает консультации с политическими силами по вопросу проведения досрочных парламентских выборов в 2021 году.
По мнению Акопяна, тем самым премьер пытается выиграть время для решения двух основных вопросов — гарантии безопасности и обеспечение какого-то политического будущего.
С учетом существующего кризиса представители армянской элиты (политической, экономической и других) провели встречи с президентом Армении – среди них бывшие президенты, Вазген Манукян (кандидат на пост премьера от протестующей оппозиции) и даже спикер Арарат Мирзоян.
Именно Армен Саркисян стал тем «переговорщиком», предложившим Пашиняну уйти, после встречи с которым премьер заявил о готовности к досрочным выборам.
Что касается личности самого президента, то его роль в «бархатной революции» (оценки различны), не ограничивалась наблюдением. Учитывая пройденный путь, его связи, интересы – вряд ли Саркисян согласился приехать из Великобритании, чтобы быть «статистом» с ограниченными полномочиями.
«Основные игроки политического поля понимают это намного лучше. Говоря о «переговорщике» нужно понимать, что это не только «посыльный». С учетом роли в событиях 2018 года, он имеет право говорить с Пашиняном намного более открыто, требовать больше, чем требования внутренней элиты. Я думаю, Саркисян имеет определенную миссию, после чего, возможно, также уйдет», — сказал Акопян.
Сейчас в стране будут идти процессы по «обнулению» ситуации. По мнению политтехнолога, то, ради чего произошла смена власти в 2018 году, к сожалению, стало реальностью (как минимум в большей своей части). Если же реализовано не все запланированное, то дальнейшие события могут привести к полной потере государственности.
«Сейчас, анализируя наш уровень суверенитета, можно сказать, что де-факто этого суверенитета нет», — сказал Акопян.
Пашинян и его команда поняли, почему их допустили до власти
Знали ли нынешние власти во время «бархатной революции», что их ждет? По мнению политтехнолога, Никол Пашинян, скорее всего, предполагал.
«Вице-спикер Лена Назарян однажды разоткровенничалась, сказав (грубо говоря), что вопрос Арцаха «им подбросили». Если Назарян об этом говорит, значит такие разговоры во властной команде были. Не думаю, что это результат только ее личных размышлений», — сказал политтехнолог.
Скорее всего, они (или часть представителей нынешнего руководства) поняли, что их ждет, уже после прихода к власти.
Более того, по мнению Акопяна, «бархатная революция» имела несколько сценариев. И на самом деле, сработал «план Б». По всей вероятности, «планом А» был приход к власти совсем не Пашиняна.
«Была разыграна определенная партия со стороны хорошего игрока. В результате этого, произошло не то, что предполагалось. Ситуацию «перехватили» на полпути», — считает политтехнолог.
Изменений требует не только ситуация внутри страны. Произошедшие в регионе изменения фактически вытолкали Армению из региональных процессов. Ереван должен снова попробовать вернуться в процессы в качестве субъекта, а не объекта.
Для этого нужно, чтобы в Армении сменилась власть. Заявления представителей власти о необходимости урегулировать отношения с Турцией и Азербайджаном, установить дипотношения предполагает определение, фиксирование границ с ними, признание территорий.
«Эти власти даже сейчас до выборов пытаются быстро зафиксировать то, что они сделали, к чему привели страну», — отметил Акопян.
Сейчас очень трудно говорить о роли Армении в регионе. Сейчас она не является гарантом безопасности ни Арцаха, ни даже Сюника и самой Армении. В данном случае вопросы безопасности непосредственно связаны с Россией.
При этом нужно учитывать, что и Запад хочет вернуться в карабахский процесс и в регион. В данном случае попытка происходит за счет разговоров о статусе Карабаха.
«В этом плане для Армении открывается какая-то игра. Хотя Россия также не хочет упускать доминирующую роль в этом вопросе. Заявление председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко содержит важный месседж – Москва готова разговаривать на эту тему. И Армения может работать с Россией по этому вопросу», — отметил Акопян.
Однако! В Армении должна быть адекватная власть, которая не имеет никаких обязательств ни перед Азербайджаном иТурцией, ни перед Россией в вопросе подписанного документа.
Что касается улучшения отношений с Турцией и Азербайджаном, то говорить об этом рано. Сейчас победившая сторона «давит на газ» и диктует все, что хочет. У армянской стороны сейчас нет воли противостоять этому.
Урегулирование отношений с ними на данный момент при нынешних властях должно быть исключено.
Перед значительной частью общества стоит трудный выбор — многие не поддерживают Пашиняна, но и не симпатизируют оппозиции (в большинстве своем это представители прежних властей — ред.).
Однако, по мнению Акопяна, появления новой конкурентной политической силы для них в ближайший год ждать не стоит.
«Может появиться новое политическое название, но думаю, за ним будут стоять знакомые лица, «локомотивами» будут, скорее всего, популярные и известные имена. Это не исключено. Но говорить о том, что в политическом паззле будут сюрпризы – не приходится», — считает политтехнолог.
С другой стороны, значительная часть людей, утверждающих, что они не участвуют в протестных процессах из-за присутствующих там лиц, латентно провластные граждане.
«Большая их часть – конформисты, это их естественное состояние. Возможно, пока не в тренде показывать поддержку властям, они предпочитают молчать, пытаются находить причины, ссылаясь на состав оппозиции», — сказал Акопян.
При этом, по мнению политтехнолога, нужно отличать первичное от вторичного. Сейчас не тот период, чтобы заниматься «гламурными измышлениями». Ситуация критическая, и время работает не на Армению.
Причем дело в том, что нынешние потери – невосполнимые. Нужно отказаться от иллюзий, что после выборов придет человек, который через пару лет стабилизирует ситуацию, ослабит ненависть в обществе, после чего займется возвращением потерянного.
«То, что сейчас мы сдаем, в видимом будущем мы вернуть не сможем», — отметил Акопян.
Источник: Sputnik
Подписывайтесь на наши соцсети: Telegram | YouTube | Facebook | YouTube