Соціум

30 секунд, изменившие судьбы: к 32-й годовщине Спитакского землетрясения

Прошли ровно 32 года со дня трагического и самого разрушительного землетрясения в Армении, которое унесло более 25 тысяч человеческих жизней. Нанесенный 32 года назад ущерб до сих пор полностью не восстановлен.

Утро того рокового дня, казалось, не предвещало ничего страшного. Школьники давно уже сидели за партами, а взрослые находились на своих рабочих местах.

7 декабря, 1988 года, в 11:41 по местному времени, подземные толчки сотрясли северные районы Армении, затронув около 40% ее территории. Подземные толчки силой до семи баллов за 30 секунд уничтожили армянский город Спитак, разрушили другие города республики – Ленинакан (ныне Гюмри), Кировакан (ныне Ванадзор) и Степанаван.

Всего от землетрясения пострадал 21 город, а также 350 сел, причем 58 из них были разрушены полностью. 30 секунд, которые длилась стихия, изменили судьбы тысяч человек.

Один из руководителей работ по ликвидации последствий землетрясения Николай Тараканов вспоминал позднее: «Спитак оказался куда пострашнее Чернобыля! В Чернобыле ты схватил свою дозу и будь здоров, ведь радиация — враг-невидимка. А тут — разорванные тела, стоны под руинами… Поэтому нашей главной задачей было не только помочь и вытащить из завалов живых, но и достойно похоронить погибших».

10 декабря, прервав визит в США, в район землетрясения вместе с женой прилетел генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев. Ознакомившись с положением, он объявил, что, учитывая погодные условия, на поиск выживших у спасателей осталось 7 дней. Температура воздуха в те дни была существенно выше декабрьской нормы, но шансы отыскать под обломками зданий живых с каждым днем стремительно уменьшались. По признаниям очевидцев, увидев масштабы бедствия, супруга Горбачева Раиса Максимовна разрыдалась.

После землетрясения ни один ребёнок, оставшийся сиротой в результате страшной катастрофы, не был отдан на усыновление в чужую семью – всех сирот забрали родственники.

Многие страны помогали Армении в поисковых работах и в ликвидации последствий бедствия. На помощь Советскому Союзу примчались команды спасателей из многих западных стран. Среди них были и 23 пожарных из английского графства Ланкашир.

Двое членов того отряда — командир Пол Бёрнс и пожарный Реджи (Реджинальд) Берри — через тридцать лет снова приехали в Спитак. В Спитаке в первые дни после землетрясения был сильный мороз, и британцы прекрасно понимали, что если под завалами и оставались живые люди, то шансов выжить пять дней без тепла и воды у них было крайне мало.

«Но надежда умирает последней. Бывали случаи, что людей доставали из-под завалов и через двадцать четыре дня… Поэтому ты всё равно надеешься, и подгоняешь своих людей снова, и снова, и снова в надежде, что всё-таки найдёшь кого-то живым», – говорит Пол Бёрнс, который до того работал на землетрясении в Италии в 1980 году.

«Мы были расстроены и подавлены, – признается Берри. – Какая-то надежда была, да, но… Никто же не мечтал откапывать трупы, правда же?» Британцам особенно запомнилось, как хорошо держались, с каким достоинством вели себя многие из тех спитакцев, чьих близких они откапывали из развалин.

Мужественным спасателям и жертвам землетрясения в Армении в современном Гюмри сегодня установлено несколько памятников. Самый известный из них был открыт на 20-летнюю годовщину трагедии.

Источник: Panorama
Подписывайтесь на наши соцсети: Telegram | YouTube | Facebook | YouTube

AnalitikaUA.net