Соціум

В поисках убежища или Когда паритетом и не пахнет

границаAnalitikaUA.net. Спустя несколько дней после появления сообщения об азербайджанской семье, попросившейся в Армению с целью получения убежища, бакинские власти отреагировали на эту весьма неприятную для себя новость. Агентство АПА — с недавних пор перехватившее лавры авангарда азерпропа у конкурирующих фирм — провело «расследование» и обнародовало некоторые факты, касающиеся этнического происхождения супругов, а также расспросило мать главы семьи. Последняя раскритиковала сына, обвинив в тунеядстве и стремлении к легкой жизни, и осудила его решение бежать в Армению. Что вобщем-то также вполне понятно: вряд ли маму и других родственников погладят в Баку по головке за поступок Джавида Оруджева.

СОГЛАСНО ИТОГАМ РАССЛЕДОВАНИЯ, СУПРУГА ПЕРЕБЕЖЧИКА РОЯ МИРЗОЕВА действительно имеет армянские корни. Напомним, что именно на этот факт как на причину преследований и репрессий в Азербайджане указал Джавид. По словам его матери, карабахским армянином был отец тещи Оруджева, то есть дед Мирзоевой. Далее мама поведала о том, что ее сын тунеядец, которому она постоянно помогала, поскольку он проработал всего три года, и что он всегда мечтал жить за границей. Сперва в начале 2000-х поехал в Россию, затем в 2010-м отправился искать счастья в Норвегию, но через 3 года вернулся, не получив права на проживание. Далее он обращался в посольства разных стран с просьбой разрешить легально эмигрировать, но получал отказ. «Целью поездки членов семьи в Армению являлся отказ от азербайджанского гражданства, чтобы через Армению попасть в третью страну и получить там убежище» — констатирует АПА.

Раз уж подтвердился сам факт появления азербайджанской семьи в Армении, главной задачей бакинской пропаганды стало, естественно, опровержение заявления перебежчика о том, что преследования в отношении его семьи обусловлены исключительно армянскими корнями жены. В условиях царящей в Азербайджане и ежедневно проявляемой армянофобии задача, согласитесь, непростая. И агентству не оставалось ничего иного, кроме как скопипейстить известную пропагандистскую утку о том, что, мол, «согласно сегодняшней статистике, в настоящее время в Азербайджане проживает около 30 тыс. граждан армянского происхождения, но никаких фактов об их дискриминации по национальной принадлежности нет».

КОГДА НОВОСТНОЕ АГЕНТСТВО НЕ ВЛАДЕЕТ МНОГОЧИСЛЕННЫМИ И ШИРОКО известными фактами — это проблемы самого СМИ. Напомним, что независимыми азербайджанскими экспертами в последнее время публикуются, во-первых, данные о реальном числе остающихся в этой стране армян, во-вторых, об их истинном положении. Посоветуем бакинским коллегам обратиться, например, к нашумевшему исследованию Севиль Гусейновой «Этническая принадлежность как социальный статус и стигма: армяне в постсоветском Баку»,проведенному по заказу Фонда Генриха Белля и опубликованному в 2012-м. Там содержатся весьма интересные данные о численности и положении горстки армян (в подавляющем большинстве пожилых женщин) в Азербайджане, начисто опровергающие домыслы азерпропа. Вспомним и то, с какой помпой и гордостью в азербайджанских СМИ не столь давно преподносился факт вручения паспортов двум армянкам, которые более 20 лет были лишены документов и наконец-то удостоились «чести» получить их, следовательно, и возможности выехать за пределы Азербайджана для встречи с родными в Москве.

Вернемся, однако, к семье перебежчиков. Официальное обращение Оруджева к властям Армении с просьбой о предоставлении политического убежища начисто опровергает и утверждения о том, что его целью якобы является «отказ от азербайджанского гражданства, чтобы через Армению попасть в третью страну и получить там убежище». Семья желает остаться именно в РА, в противном случае они бы сразу обратились с просьбой отправить их в третью страну — такие случаи случались не раз за поствоенную историю конфликта. И при таком раскладе Оруджевым и его семьей занимались бы не власти Армении, а международные организации — в частности, представительство УВКБ ООН. По сути дела, и этот аргумент азербайджанской стороны оказывается полностью несостоятельным.

Впрочем, ничего иного от бакинской пропагандистской машины ожидать и не приходится. В условиях резкого противоречия между усердно распространяемыми сказками об отсутствии какой-либо дискриминации в отношении армян в Азербайджане и их вольготной жизни в этой стране и реалиями, чуть ли не ежедневно находящими подтверждение в конкретных фактах, опровергнуть заявления Джавида Оруджева весьма сложно, если не сказать — невозможно. Особенно на фоне того, как выпукло в данном случае проявилась разница в отношении к попавшим в плен армянам и азербайджанской семье, оказавшейся в Армении. Причем последний, поистине запредельный случай с 77-летним дедом Мамиконом Ходжояном стал предметом осуждения даже в самом Азербайджане — настолько топорно и безжалостно действует Баку. Появились не только сомнения в официальной версии о «диверсанте» и «проводнике диверсантов», но и упреки в том, что избиение и пытки больного старика не делают чести Азербайджану. Тем не менее азербайджанская сторона пока не отпускает Ходжояна, полагая, видимо, что версия проводника-диверсанта не «выжата» до конца.

КСТАТИ ГОВОРЯ, НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД В АЗЕРБАЙДЖАН ПЕРЕБЕЖАЛИ два армянина — бывших бакинца. Азерпроп устроил из этого настоящее шоу — были проведены пресс-конференции, в ходе которых эти люди наговорили кучу гадостей и нагородили массивы лжи в адрес Армении, рассыпаясь в благодарностях «тепло принявшему» их Азербайджану. Между тем, по сообщениям бакинских СМИ, в «толерантном» Баку их все эти годы держали в каком-то секретном месте, опасаясь расправы. Что стало с этими людьми потом — так и осталось неизвестным.

Что касается Оруджевых, их заявлению дан ход, процесс, согласно начальнику Миграционной службы Г. Еганяну, продлится от 1 до 3 месяцев. В ереванском представительстве Управления Верховного комиссара ООН по беженцам уже успели выразить удовлетворение тем, что армянская сторона действует исключительно в правовом поле. Жаль, что соответствующие международные организации предпочитают «не замечать» примеров обратного поведения, столь часто демонстрируемого Азербайджаном. Может, потому, что и так все слишком очевидно? Марина ГРИГОРЯН, «Голос Армении»