Финансово-экономический кризис из-за COVID-19 будет иметь гораздо тяжелые последствия, чем в 2008-м — финансист
Финансово-экономический кризис, вызванный коронавирусом, будет иметь гораздо более тяжелые последствия для мировой экономики, чем это было даже в 2008 году, заявил глава Центрального банка Армении Артур Джавадян.
«Конечно, у нас была кризисная ситуация в 2014-2015 годах, но это был более региональный кризис, который касался не столько мировой экономики, сколько стран СНГ. Особенность этого кризиса в том, что мы уже усвоили уроки того, что делать в кризисной ситуации, у нас уже есть состоявшиеся антикризисные менеджеры, процессы принятия бизнес-решений и опыт. Исходя из всего этого, мы были гораздо лучше были подготовлены к этому кризису, чем были готовы раньше. Особенно в период первого кризиса нам казалось, что все пройдет мимо Армении, но затем у нас был глубокий экономический спад, отток депозитов, не очень хорошее состояние в кредитной системе», — заявил он в интервью газете «Айкакан Жаманак».
По словам Джавадяна, «на этот раз мы были намного спокойнее, потому что была одна особенность – неопределенность».
Пн пояснил, что эта неопределенность все еще существует, и никто не знает, когда она закончится, каковы будут последствия и как выходить из этой ситуации.
«Этот кризис гораздо опаснее сам по себе, но мы гораздо более готовы его преодолеть, причем не только мы, но и участники рынка, банки. У банков есть буферы, они хорошо капитализированы, ситуация хорошая, и в этом смысле я думаю, что у нас намного меньше проблем», — подчеркнул он.
Однако, как заявил глава ЦБ, все это зависит от нескольких факторов, наиболее важным из которых является то, как долго будет продолжаться колебания, вызванные коронавирусом.
«Потому что у всех есть чувство, что это не скоро закончится. Будет неблагодарным делом для кого-то прогнозировать, что, например, в ноябре будет вторая волна или наоборот», — сказал он.
В контексте ситуации в Армении Джавадян отметил, что такой же сценарий уже существует в нескольких странах.
«Теперь до нас доходят новые сведения о том, что ситуация в нашей соседней стране – в Иране, не очень хорошая. В азиатских странах – в Индии, сложности с соблюдением санитарных норм. Еще вопрос – каким будет следующий шаг в странах, где удалось справиться с вирусом с точки зрения здравоохранения, поскольку они открыли свои границы», — сказал он.
При этом глава ЦБ не считает, что Армения допустила большие ошибки.
«Сегодня ситуация в финансовой сфере и в нашей экономике находится под контролем, но, конечно, все зависит от того, сколько времени это продлится», — резюммировал он.
15 июня истекает срок полномочий Джавадяна в качестве главы Центробанка Армени, на этом посту его заменит член Совета ЦБ Мартин Галстян, избранный 17 апреля Национальным собранием новым председателем ЦБ.
Режим чрезвычайного положения с целью пресечения распространения коронавируса был объявлен в Армении с 16-го марта 2020 года, а потом трижды продлевался на месяц. Таким образом, согласно решению правительства от 12-го июня, режим ЧП действует в Армении до 17:00 13-го июля.
При этом введенные с 24-го марта ограничения на свободное передвижение и некоторые виды экономической деятельности были сняты с 4-го мая, а с 18-го мая возобновлена работа общественного транспорта, спортзалов, детсадов и объектов общепита.