Політика

Даст ли Венецианская комиссия карт-бланш Пашиняну на второй этап «бархатной» революции?

Эксперт Сергей Маркедовнов для телеграм-канала Bunin & Co прокомментировал ситуцию с конституционным референдумом, который должен был состояться в Армении, но был отложен из-за вспышки коронавируса.

«Режим ЧП в Армении, введенный еще 16 марта в связи с распространением пандемии коронавируса, сохраняется. Он продлен до 13 июня. Однако нерешенные внутриполитические проблемы, поставленные, казалось бы, на паузу, дают о себе знать», — написал Маркедонов.

Он напомнил, что страна ушла на карантин в тот момент, когда велась подготовка к проведению референдума, касающегося статуса судей Конституционного суда. Голосование первоначально было намечено на 5 апреля, но затем из-за введения чрезвычайного положения оно было отложено.

«Но «заморозка» проблемы не означает ее решения. От того, что на первый план выдвинулись санитарно-эпидемиологические сюжеты, противоречия между исполнительной и судебной властью никуда не делись. Между тем, премьер-министр Армении Никол Пашинян не раз говорил, что видит в обновлении всей судебной системы залог успеха «бархатной революции», ее второй этап. Но далеко не факт, что референдум после карантина станет для правительства легкой процедурой», — написал Маркедонов.

По его словам, тем более, что сразу же по окончании ЧП голосование не организуешь. Согласно законодательству республики, референдум можно осуществить только через 50 дней после завершения режима чрезвычайного положения. Следовательно, вся та кампания, которая разворачивалась в эпоху «до вируса», может быть признана холостой. По сути, убеждение граждан в значимости замены судей КС нужно начинать заново. Вследствие же экономических сложностей, связанных с выходом из карантина организовать эффективную информационную кампанию в пользу референдума будет непросто

«Отсюда поиск механизмов, которые без нарушения законодательства, помогли бы реализовать второй этап «бархатной революции» без особых политических потрясений. В этой связи Никол Пашинян обратился в Венецианскую комиссию Совета Европы (консультативный орган, занимающийся содействием в конституционных реформах для стран- членов СЕ) с просьбой разъяснить ситуацию, возможны ли изменения в Основной закон не посредством всенародного голосования, а в национальном парламенте. Об этом премьер заявил 16 мая 2020 года. Если ответ будет позитивным, то он даст возможность правительству инициировать ротацию судей КС силами депутатов», — написал Маркедонов.

Он считает, что здесь есть два нюанса. Не факт, что Венецианская комиссия станет горячей поклонницей «второго этапа» революции и выдаст карт-бланш команде Пашиняна. Внутри парламента у премьера устойчивое большинство. Но имеются и оппоненты. В любом случае, даже если их голоса и не определяют игру сегодня, они могут прозвучать.

«Получается, что сама исполнительная власть звала народ на референдум, и даже оттягивала введение режима ЧП из-за этого. Но затем, осознав трудности на пути реализации своей цели, решила поменять правила игры. Не самая лучшая аттестация, если говорить о стратегической перспективе, а не реализации сиюминутных задач. В то же самое время мы видим снова «внутреннего цензора» Пашиняна», — написал Маркедонов.

По его словам, имея возможность прибегать к популистским практикам, он все-таки не рискует скатиться к стилю «матроса Железняка».

«И в 2020 году, к тому же, его популярность не столь абсолютна, как это было год и два назад. Приходится строить сложные схемы, искать легалистские основания для решения острой проблемы. Обозначенной Пашиняном еще в прошлом году. Но до сих пор не получившей решения», — написал Маркедонов.