FreeStyle

Быстрого восстановления экономики Армении после спада из-за коронавируса не будет – Джрбашян

Экономические последствия кризиса в Армении будут проявляться достаточно долго, быстрого восстановления после спада не будет, сказал в ходе обсуждения на Общественном телевидении Армении на тему воздействия коронавируса на экономику директор консалтинговой компании «Америа», экономист Тигран Джрбашян.

Два мифа о COVID

Как отметил экономист, существует два мифа о COVID, первый из которых заключается в том, что борьба с коронавирусом — это политики экономики и здравоохранения.

«Я считаю, что вся деятельность человека является элементом экономической политики, в том числе здравоохранение. Возможно, это покажется очень циничным, но мировые экономисты воспринимают человеческую жизнь как экономический ресурс, вопрос лишь в размере», — сказал Джрбашян.

Он отметил, что в США одна жизнь «стоит» $14,7 млн. Каждый потерянный человек приводит к ущербу в таком размере в экономике. В Армении такой сложный морально-психологический расчет не осуществляется.

«Жизнь человека, его лечение, вложения в систему здравоохранения, спад экономики и недоплаченные налоги — это все экономические показатели, система из различных компонентов. Ответственные за экономическую политику должны на более высоком макроэкономическом уровне оценивать все плюсы и минусы», — сказал Джрбашян.

Второй миф, по его словам, заключается в том, что многие страны проводят параллели между собой, сравнивая ситуацию с положением в Беларуси или Бельгии, уровнем смертности в Италии или России.

По его мнению, подобные показатели нельзя сравнивать, поскольку они зависят как от меры ответственности граждан и общественного контроля, так и системы учета смертности. К примеру, в США показатели отражают смерть людей, у которых был диагностирован коронавирус и неважно от чего она наступила, а в Италии считают иначе. Поэтому нет общих стандартов и следует быть осторожным при сравнении.

Феномен социальной дистанции

Как отмечает экономист, необходимо понять, что мир после коронавируса будет другим, поведение людей будет иным, появится феномен социальной дистанции и эта осторожность останется навсегда.

Также сохранится возможность работы в онлайн режиме, которая по его словам, развивалась естественными темпами, а сейчас — революционными, достигнув того уровня, который можно было бы обеспечить за 5-10 лет.

«Бизнес также должен адаптировать свои услуги к новому поведению и новым условиям. Он должен стать ответственным. Сейчас очень важна позиция государства в соблюдении долгосрочных правил нового карантина – требование к дезинфекции, социальной дистанции, изоляции работников. Это станет основным методом работы, и бизнес должен к нему привыкнуть и нести ответственность», — сказал Джрбашян.

Длительные экономические последствия

Он отметил, что государство заявляет о прохождении этапа кризиса и возможности оттянуть пик в сфере здравоохранения.

«Нет дефолта в сфере здравоохранения. Теперь бизнес должен взять ответственность на себя и соблюдать правила, иначе будет дефолт для бизнеса. Чтобы его избежать, необходимо обеспечить проверку здоровья сотрудников, проявить ответственность и не звать на работу уязвимых сотрудников», — сказал Джрбашян.

По его словам, экономические последствия кризиса будут проявляться достаточно долго и необходимо понять, что государство еще не перешло к этапу планирования, оценки того, какие экономические мероприятия и политику следует применить для сокращения экономического кризиса.

«Думаю, что обсуждения активно уже проводятся», — сказал Джрбашян, отметив, что остальное станет ясно после прохождения пика и кризиса.

Резкого восстановления не будет

Как считает экономист, после нынешнего спада экономики не будет быстрого восстановления, потому что предполагаются серьезные структурные изменения в экономике.

В случае с Арменией, по словам Джрбашяна, это будет означать реструктуризацию трех наиболее крупных блоков армянской экономики, которые составляют основную ее часть. Первый блок — это туризм, который стал очень уязвимым и должен быть заменен структурно другим бизнесом.

«Туризм являлся серьезным экспортером услуг. В нынешних условиях он серьезно пострадает. По самым оптимистичным оценкам, он восстановится не ранее, чем через два года (вернется к докризисным показателям», — сказал Джрбашян.

По его словам, здесь необходимы структурные изменения, поскольку это огромный сектор по доходу, числу занятых, инвестициям и фактически вся сфера выпадает из системы.

Следовательно, как отметил экономист, следует понять это и проводить соразмерную экономическую политику, чтобы изменения не имели серьезного влияния, в том числе с учетом того, что этот сектор имел серьезный мультипликативный эффект как на производство и услуги, так и сельское хозяйство.

Второй сектор, по его словам, это экспорт рабочей силы. Поскольку в ближайшее время не ожидается, что трудовые мигранты смогут вернуться на свою работу, это создает серьезную нагрузку на уровень безработицы. Они все остались в Армении и не имеют работы, которая позволит обеспечить их семьи.

«Это также следует диверсифицировать. Они должны работать или вырастет уровень криминала в стране, что также возможно из-за роста безработицы. Необходимо обеспечить их работой, чтобы обеспечить тот же результат для семей, которые они обеспечивали трансфертами», — сказал Джрбашян.

Третье структурное изменение, по его словам, относится к системе здравоохранения и всему, что связано с дезинфекцией и очисткой. Он отметил, что здесь ожидается бум, и власти должны понять, что он поглотит ресурсы из других секторов.

«Даже после землетрясения или войны не было бы подобных объемов быстрых структурных изменений. Мы должны быть готовы к серьезным экономическим изменениям в ближайшие 2-3 года. Для этого необходимо понимать, за счет каких ресурсов и в какие сроки все это можно осуществить», — сказал Джрбашян.

Конкуренция и новый бизнес

В целом, как считает экономист, возможности для восстановления есть, поскольку ситуация сейчас лучше, чем когда вводился карантин. Он отметил, что на данном этапе выход из карантина и введение новых правил поведения исходит из интересов бизнеса, что в том числе говорит о возможности преодоления конкуренции.

«Понятно, что выиграет тот бизнес, который будет придерживаться правил – соблюдать социальную дистанцию, использовать меры защиты, дезинфекции, применять защитные средства», — сказал Джрбашян.

При этом он не исключил, что вскоре появятся частные лицензионные компании, которые будут предоставлять сертификат о безопасности, дезинфекции, которые гарантируют, что территория дважды в день подвергается дезинфекции, а сотрудники раз в три дня проходят диагностику.

«Это приведет к росту расходов бизнеса, но они будут стоить того, пока будут давать конкурентное преимущество. Поэтому правила должны быть обязательными в начале, но в целом дадут направление бизнесу», — сказал Джрбашян.

Ситуация с коронавирусом

Режим чрезвычайного положения с целью пресечения распространения коронавируса был объявлен в Армении с 16-го марта до 14 апреля. При этом ограничения на свободное передвижение и некоторые виды экономической деятельности, введенные 24-го марта, действовали до 12-го апреля включительно. 13-го апреля правительство продлило режим ЧП еще на месяц — до 17:00 14 мая 2020 года включительно, но с 4-го мая сняты ограничения на практически все виды экономической деятельности и свободное передвижение граждан за исключением работы общественного транспорта.

По положению на утро понедельника, 4-го мая, в Армении зафиксированы 2507 подтвержденных случаев коронавируса. 1071 человек вылечился, 39 пациентов скончались.

Источник: Арка
Подписывайтесь на наши соцсети: Telegram | YouTube | Facebook | YouTube

AnalitikaUA.net