Фонд Карнеги: США необходимо увеличить поддержку Армении как «модели демократии и геостратегическому союзнику»
Фонд Карнеги опубликовал на своем сайте аналитическую статью, в которой указал на необходимость увеличения помощи США Армении, охарактеризовав страну как «модель демократии и геостратегического союзника».
Автор статьи утверждает, что успешная трансформация, произошедшая в результате «бархатной» революции в Армении, послужит примером для других стран, стремящихся к демократии, а также для ведения многовекторной политики.
«Нет лучшего времени, чтобы использовать дипломатию и иностранную помощь для поддержки этого геостратегического союзника», — утверждается в статье.
Агентство «Новости-Армения» приводит ниже практически полный текст статьи.
Что произошло в Армении?
«Бархатная» революция в Армении в апреле 2018 года стала «лучиком света» в условиях глобального застоя демократии. Недели мирных уличных акций протеста по всей стране заставили уйти в отставку премьер-министра Сержа Саргсяна. После ухода Саргсяна 43-летний бывший журналист и парламентарий Никол Пашинян занял пост «временного» премьер-министра. В результате досрочных парламентских выборов в декабре 2018 года блок Пашиняна «Мой шаг» получил 70,4% голосов. Бывшая правящая Республиканская партия Армении, набрав 4,7%, перешла от полного контроля над управлением страной к «политическому забвению».
Ожидания населения Армении растут, даже несмотря на то, что правительство сталкивается с рядом проблем. Более 29% армян живут за чертой бедности, а уровень безработицы приближается к 19%. Зависимость экономики от легкой промышленности, туризма, услуг, денежных переводов и сельского хозяйства является плохой предпосылкой для последовательного роста. По данным октябрьского опроса, занятость, повышение заработной платы, справедливость по отношению к действиям преступных элит и улучшение доступа к образованию и медицинским услугам занимают первое место среди требований граждан. Баланс в отношениях между Востоком и Западом, карабахский конфликт, а также привлечение иностранных инвестиций станут приоритетами правительства. Как и в случае большинства демократических прорывов, первый год будет самым важным для Пашиняна, и проблемы управления, системных реформ и безопасности страны уже стали тестом для нового правительства.
Армения не должна решать эти проблемы в одиночку. Ее прорыв вошел в число лучших за последние двадцать лет возможностей для Запада укреплять связи и продвигать свои интересы. Армения сотрудничает с НАТО в Афганистане, Косово и Ираке. Она граничит с Ираном и принимает большое число сирийских беженцев. После «бархатной» революции армяне также стали более открыты для улучшения отношений с Соединенными Штатами, чем в последние годы. Прочные и доверительные отношения между Арменией и западными странами сформируют более выгодную платформу для урегулирования затянувшегося конфликта в Нагорном Карабахе. Более того, Армения может стать моделью для других стран, стремящихся к демократии.
Приоритеты политики США
До сих пор Вашингтон не спешил демонстрировать, что он на стороне Пашиняна. Соединенные Штаты не внесли существенных изменений в свою политику дипломатической и экономической поддержки Армении, за исключением своевременной поддержки выборов. Более того, в международном сообществе доноров очень мало гибких механизмов, дающих возможность краткосрочных инвестиций, которые потребуются новому правительству в течение следующих двенадцати месяцев. Целевая техническая помощь и относительно скромные инициативы по оказанию иностранной помощи будут иметь огромное значение для Армении. Это также послужит углублению отношений со стратегическим партнером и восстановлению веры в приверженность США поддержке тех, кто достаточно смел, чтобы стремиться к демократии.
Демократия в действии
Армения ведет борьбу с наследием двух десятилетий коррумпированного управления. Во время апрельских митингов 2018 года и в преддверии парламентских выборов в декабре Пашинян подтвердил свое обязательство по устранению дефицита демократии в стране благодаря верховенству закона, правосудию переходного периода, усилению борьбы с коррупцией и повышению подотчетности и прозрачности. Степень успеха Пашиняна будет напрямую влиять на отношения Армении с США и Европой, экономические показатели страны и политическую жизнеспособность нового правительства.
Многочисленные оценки, сделанные с апреля 2018 года, показывают, что успешное взаимодействие Запада с армянскими коллегами потребует технической и материальной помощи. Западные продемократические программы использовали такие подходы в Грузии, Македонии, Сербии и Украине, где демократические прорывы привели к быстрому и существенному увеличению помощи. На сегодняшний день внешняя помощь США Армении не была полностью диверсифицирована для удовлетворения многочисленных требований работы с властями в период после революции. Этот пробел означает, что ожидается тяжелый год, в течение которого необходимо достигнуть прогресса в нескольких сферах.
Во-первых, консультантам Пашиняна потребуется целевая техническая помощь в области стратегических коммуникаций, управления задачами и составления схемы ключевых правительственных инициатив. Дополнительную техническую помощь следует предложить новым парламентариям, которые не имеют политического опыта, а также министерствам юстиции, финансов, экономического развития, труда и территориального управления. Каждый из них будет играть центральную роль в ожидаемых реформах. Такое лидерство и консультативная помощь должны сочетаться с гибкой материальной поддержкой для консолидации заинтересованных сторон как в правительстве, так и вне его.
Во-вторых, правительство Армении выиграет от ощутимых быстрых побед, которые сигнализируют о небольшом прогрессе. Речь идет, в частности, об улучшении уборки мусора, развитии рынка, расширении зеленых территорий, журналистских расследованиях, а также создании мест отдыха и административных центров для содействия взаимодействию правительства и граждан по реформам. Успешная реализация всего вышеперечисленного поможет правительству выиграть время для проведения более масштабных и сложных реформ.
В-третьих, механизмы правосудия переходного периода являются мощными инструментами подотчетности и прозрачности. Они часто играют решающую роль в удовлетворении потребностей граждан в удовлетворении справедливости и устранении претензий к неподотчетным элитам. Эти процессы могут также помочь пресечь превышение полномочий со стороны прокурора и «крестовые походы» против политических соперников, в которых обвиняются приверженцы Пашиняна.
В-четвертых, правительству США следует рассмотреть возможность сотрудничества с армянской диаспорой в Соединенных Штатах, особенно с теми, которые годами работали над обучением и подготовкой жителей страны в сфере государственной политики и управления бизнесом. Многие из этих групп имеют высокопоставленных сторонников в Конгрессе и все возможности для обеспечения координации ресурсов диаспоры и их использования таким образом, чтобы поддержать переходный период в Армении.
В-пятых, армянские коллеги нуждаются в поддержке для осуществления исследований, а также налаживания связей с зарубежными центрами для разработки доказательной базы для принятия ключевых решений по реформам. Расширенная доказательная база будет особенно важна для осуществления правосудия и налоговых реформ, а также борьбы с коррупцией.
В-шестых, новое правительство, вероятно, столкнется с эскалацией потоков дезинформации в ближайшие месяцы. Эта угроза будет направлена на дискредитацию ключевых государственных деятелей, подрыв социально-политической стабильности и процесса реформ. Необходима поддержка для укрепления местного потенциала по отслеживанию происхождения этого контента, а также по противодействию его влиянию.
Необычайный уровень общественной поддержки, которой теперь пользуется новое правительство Армении, наверняка уменьшится в 2019 году. Эта поддержка может резко снизиться, если правительство не сможет адекватно сформулировать план действий по реформам, краткосрочные и ощутимые улучшения не будут очевидны, а кампания по дезинформации будет успешна.
Поддержка геополитического ребаланса
В конечном итоге, Москва может стать самым главным вызовом нового правительства Армении. Пока что Кремль проявлял внешнюю сдержанность после того, как поздравил Пашиняна с назначением на пост премьер-министра в мае 2018 года. Но есть признаки того, что Москва теряет доверие к заверениям Пашиняна о сохранении прочных связей с Россией. Расследования в отношении таких личностей, таких как бывший депутат, генерал Манвел Григорян, экс-мэр Еревана Тарон Маркарян, экс-генсек ОДКБ Юрий Хачатуров и экс-президент Роберт Кочарян, побудили министра иностранных дел России Сергея Лаврова предупредить Пашиняна о «политически мотивированных» арестах. После того, как советник по национальной безопасности США Джон Болтон посетил Армению в октябре 2018 года, заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин заявил, что надеется на противостояние Еревана «скрытому внешнему шантажу и давлению», которые Соединенные Штаты якобы оказывают на Армению.
В декабре 2018 года компания «Газпром» подняла оптовую цену на газ для Армении со $150 до $165 за тысячу кубометров. Кроме того, похоже, что Армения рискует потерять пост генсека ОДКБ, который занимал представитель страны Юрий Хачатуров, отозванный после возбуждения уголовного дела в рамках дела 1 марта. Подобные сигналы говорят о том, что Кремль будет продолжать использовать свои обширные рычаги влияния в сфере поставки энергоносителей, коммерческих интересов и вопросов безопасности, чтобы оказывать влияние на Армению. Это показывает зависимость Армении от России и важность работы с Пашиняном в поисках разумного баланса между Востоком и Западом.
До 2018 года Армения проводила многовекторную внешнюю политику, уравновешивая отношения между Россией и Западом. Армения — единственное государство-член ОДКБ, которое принимает участие в миссии НАТО в Афганистане. Для улучшения инвестиционного климата за рубежом Армения подписала Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с ЕС в 2017 году и Рамочное соглашение о торговле и инвестициях с США в 2015 году. Реформы гражданской авиации Армении и либерализация энергетического рынка также иллюстрируют усилия по балансированию зависимости от России и открытости для Запада.
Пашинян подтвердил эту приверженность сбалансированным отношениям, и оснований для сомнений в его искренности нет. Несмотря на то, что его программа реформ ориентирована на Запад, он по-прежнему осознает тот факт, что экономика и безопасность Армении зависят от России. Тем не менее, в послереволюционный период главные советники Армении обращались к Европе и Западу за техническим вдохновением и материальной поддержкой. Пашинян понимает, что перестройка экономики и армянской политики будет зависеть от более тесного сотрудничества с США и другими западными странами. В свете этой исключительной возможности Соединенные Штаты должны избегать мыслей об ультимативной политике в отношении Армении. Пашинян пытается провести Армению между Сциллой и Харибдой в сложных отношениях между Западом и Россией.
Соединенные Штаты должны подходить к этому вопросу пошагово. Иностранная помощь США должна быть уравновешена такими уступками, как разрешение Армении вести торговлю через иранскую границу в обмен на гарантии того, что Ереван откажется от решения о размещении в Сирии своих войск вместе с российскими. В то же время Соединенным Штатам следует расширить свое военное взаимодействие с армянскими коллегами по вопросам противостояния стихийным бедствиям, улучшению взаимодействия с силами НАТО и оборонных реформ. Такие шаги со временем углубят связи с Западом. Инициативы в области публичной дипломатии, способствующие обучению английскому языку, ценностям и культуре США, укрепят экономические и культурные связи и помогут армянам противостоять дезинформации.
Поощрение западных инвестиций
Для США и западных деловых кругов одним из самых главных сигналов нового правительства Армении о его намерении создать дружественный климат для иностранных инвестиций станет разрешение ситуации в Амулсаре. Lydian Armenia, дочерняя компания американской компании Lydian International, начала разработку Амулсарского месторождения возле армянской курортной зоны Джермук в 2016 году. Золотой рудник должен был открыться к июлю 2018 года, но протестующие, многие из которых являются ветеранами Карабаха, заблокировали вход на рудник вскоре после апрельской революции 2018 года. При экс-президенте Серже Саргсяне протестующие были арестованы, а строительство продолжалось. При Пашиняне число демонстрантов выросло, несмотря на его просьбы о том, чтобы протестующие подождали, пока идет расследование.
Оказание помощи новому правительству в его попытках стать посредником в решении этой дилеммы должно оставаться приоритетом для Вашингтона. На данный момент никакая другая проблема не столь важна, чтобы перевести Армению из разряда стран, нуждающихся в помощи, в разряд ведущих торговлю. В данный момент Армения все еще нуждается в экономической помощи, а несколько областей требуют особого внимания.
Управление карабахским конфликтом
Урегулирование конфликта в Нагорном Карабахе принесет выгоды Пашиняну. Если бы конфликт был разрешен, Азербайджан мог бы позволить Армении присоединиться к таким проектам, как железная дорога Баку-Тбилиси-Карс и нефтегазовые предприятия, которые укрепили бы энергетическую независимость страны. Более того, любое «потепление» в отношениях с Баку может привести к открытию границы Турции с Арменией, что положительно отразится на экономических перспективах Армении. С другой стороны, Нагорный Карабах может стать криптонитом, то есть Ахиллесовой пятой нового правительства. Любое ухудшение армяно-российских отношений пойдет на пользу Азербайджану, потенциально предоставив Баку разрешение на военное вмешательство для захвата потерянной территории.
Автор статьи предполагает, что силовики в регионе могут быть отстранены или обвинены в коррупции в ближайшем будущем. Кадровые изменения Пашиняна в регионе могут свидетельствовать о его намерениях быть более гибким в будущих переговорах. Пашинян пользуется большей общественной поддержкой, чем его предшественники, что, возможно, позволит ему продвигать болезненные компромиссы, необходимые для разрешения конфликта, и начать общенациональный разговор о его будущем. В-третьих, семья Пашиняна предприняла несколько шагов, которые могут быть истолкованы как попытки укрепления доверия. Его сын пошел служить в армию в Нагорном Карабахе, что побудило сына президента Азербайджана Ильхама Алиева поступить так же. Теперь у Пашиняна есть прямая линия связи с президентом Азербайджана Ильхамом. Налажена также оперативная связь между военными командирами на линии соприкосновения. Наконец, в июле 2018 года супруга Пашиняна Анна Акопян начала кампанию «Женщины за мир», посвященную урегулированию конфликта.
Несмотря на эти многообещающие сигналы, Пашинян настоял на том, чтобы жители Нагорного Карабаха стали стороной любых будущих переговорах. Баку не согласен с этой позицией. Кроме того, Пашинян выступил с публичными заявлениями о том, что вопрос районов, обеспечивающих буферную зону вокруг Нагорного Карабаха, не подлежит обсуждению. Наконец, хотя последнее трехмесячное прекращение огня является самым продолжительным за последнее время, отношение общественности к противостоянию не смягчилось ни в Баку, ни в Ереване, ни в Степанакерте. У сопредседателей МГ ОБСЕ также нет четких планов по урегулированию.
В этом контексте министру иностранных дел Армении Зограбу Мнацаканяну потребуется помощь для постоянного дипломатического участия в этом вопросе. В настоящее время переговоры ведутся централизованно и непоследовательно, но Мнацаканян (опытный переговорщик), вероятно, будет играть ключевую роль в будущих переговорах. Дополнительная консультативная помощь должна быть предложена, чтобы помочь Еревану реализовать краткосрочные инициативы, такие как разметка минных полей и обмен задержанными.
Массовая дипломатия будет необходима для оказания давления на правительства в Ереване и Баку с целью выхода из тупика. Хотя в настоящее время этот подход может быть более применим в Армении, чем в Азербайджане, согласованные действия трех сопредседателей Минской группы, работающих с инициативами граждан, могут продлить нынешний режим прекращения огня. В настоящее время, однако, обе стороны имеют лишь ограниченные возможности для участия в таких инициативах. Поддержка таких мероприятий должна стать приоритетом в сочетании с традиционными дипломатическими усилиями по урегулированию кризиса. Необходимо также оказать поддержку общественным организациям, работающим в этом направлении.
Выводы
Глобальная борьба за демократию так же сложна, как и последние десятилетия. Демократические прорывы, хотя и редкие в последние годы, являются напоминанием о том, что хорошо организованные и вдохновленные граждане могут восстановить контроль над своим правительством и веру в лучшее будущее. Происходящий в Армении политический переход предоставляет Соединенным Штатам возможность оказать помощь важному союзнику и восстановить поддержку демократических партнеров за рубежом, вдохновленных теми же ценностями, которые воодушевляют граждан США по сохранению своих институтов дома.