Політика

Баку примеряет новый костюм

В КиевеAnalitikaUA.net. По итогам киевских переговоров глав МИД Армении и Азербайджана руководители делегаций стран — сопредседателей МГ ОБСЕ (глава МИД России Сергей Лавров, министр по европейским делам Франции Тьерри Репентин, заместитель госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд) в рамках 20-го заседания Совета министров иностранных дел ОБСЕ (СМИД ОБСЕ) распространили совместное с Эдвардом Налбандяном и Эльмаром Мамедъяровым заявление. В нем, в частности, говорится, что стороны договорились продолжить диалог на высшем уровне между президентами Азербайджана и Армении и выразили надежду на то, что предстоящие встречи будут способствовать продвижению мирного процесса.

ОТМЕЧАЕТСЯ, ЧТО ГЛАВЫ МИД АЗЕРБАЙДЖАНА И АРМЕНИИ условились встретиться вновь в начале 2014 года под эгидой сопредседателей МГ ОБСЕ для подготовки дальнейших переговоров на высшем уровне. В заявлении также содержится призыв к сторонам конфликта рассмотреть меры, которые снизили бы напряженность в регионе. Заметим, что с подобными призывами не раз выступала армянская сторона, но обычно они не находили понимания в Баку.

В документе, принятом по итогам 20-го заседания СМИД ОБСЕ в Киеве, главы МИД стран ОБСЕ в свою очередь отметили «новую динамику в двустороннем диалоге на высшем уровне между Азербайджаном и Арменией», а Действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Украины Леонид Кожара на итоговой пресс-конференции отметил «конструктивную атмосферу» армяно-азербайджанского диалога.

Примечательно, что Эльмар Мамедъяров, рассказывая о встрече азербайджанским журналистам, был осторожен в оценках, не выказывал обычно присущей Баку агрессии. Он заявил: «После встречи в Вене президенты Азербайджана и Армении дали главам МИД поручения продолжить переговоры на основе согласованных там нескольких моментов. Встреча с Налбандяном прошла сначала в формате один на один, а потом в расширенном составе с участием сопредседателей МГ ОБСЕ. Мы продолжили с ними обсуждение этих моментов и договорились, что глава МИД Армении уведомит президента о результатах проведенной встречи и нашей позиции, я также уведомлю президента о результатах встречи и позиции Армении. После 16 декабря сопредседатели вновь посетят регион, и мы дадим им свой ответ. Вероятно, в конце января следующего года состоится очередная встреча глав МИД Азербайджана и Армении». Он также сообщил, что после известной встречи в Казани, которую Баку благополучно провалил, эта встреча была первой, в ходе которой были обсуждены конкретные вопросы, содержание которых он, Мамедъяров, пока раскрыть не может.

ЗДЕСЬ СДЕЛАЕМ ОСТАНОВКУ И НАПОМНИМ, ЧТО РАНЕЕ ОФИЦИАЛЬНЫЙ БАКУ редко сдерживал себя в комментариях о переговорах с Ереваном, зачастую выдавая свои пожелания за действительность, якобы обсуждаемую на переговорах. Сегодняшняя сдержанность Мамедъярова создает впечатление, что те «конкретные» вопросы, которые обсуждались Сержем Саргсяном и Ильхамом Алиевым в Вене, а позже Налбандяном и Мамедъяровым в Киеве, относятся к разряду тех, о которых Баку распространяться не любит, и обсуждение этих вопросов проходит не в желаемом для Баку русле.

Сдержанность в комментариях официального Баку, как и заявления посредников, говорит также в пользу того, что на этом новом витке переговоров власти Азербайджана демонстрируют несколько более конструктивную позицию, чем ранее. По всей вероятности, эта некоторая покладистость Баку объясняется как новыми тенденциями развития региональных процессов, так и некоторыми конкретными фактами политической жизни региона за последние месяцы.

Напомним, что армяно-азербайджанские переговоры об урегулировании нагорно-карабахского конфликта возобновились не только на фоне завершения президентских кампаний в Армении и Азербайджане (позорное переизбрание Алиева, относительно сдержанно осужденное международным сообществом), но и на фоне заявления Сержа Саргсяна о намерении Армении вступить в Таможенный союз.

Немногим позже последовали заявления о достижении согласия вокруг иранского кризиса и оптимистические сообщения о подвижках в вопросе созыва мирной конференции по Сирии. Заметим, что разрядка напряженности в регионе существенно снижает роль Анкары и, наверное, не случайно на этом фоне глава МИД Турции Ахмет Давутоглу начал вновь вспоминать об «искреннем желании» Анкары урегулировать армяно-турецкие отношения.

ОСОБОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ ПОЗИЦИЯ МОСКВЫ. ВО-ПЕРВЫХ, ЗАЯВЛЕНИЕ командира 102-й российской военной базы Андрея Рузинского о том, что в случае возобновления руководством Азербайджана военных действий в связи с Нагорным Карабахом возглавляемая им военная база «может вступить в вооруженный конфликт в соответствии с договорными обязательствами Российской Федерации в рамках ОДКБ». На попытки официального Баку добиться официального опровержения слов Рузинского российская сторона давала уклончивые ответы, а Владимир Путин подытожил в Ереване следующим образом: «Гипотетически говорить о том, что бы мы делали, если начнется война, — это контрпродуктивно. Мы должны сделать все возможное для решения конфликта мирным путем».

Судя по публикациям азербайджанской и турецкой печати, визит Владимира Путина в Армению в Анкаре и в Баку расценили как лишнее акцентирование военного аспекта российско-армянского союза и подтверждение поддержки Россией армянской стороны в случае возобновления Азербайджаном войны в Арцахе. Таким образом, в Баку снова убедились, что новая агрессия будет иметь негативные последствия, в первую очередь для него самого.

Если к этому добавить твердую позицию сопредседателей МГ ОБСЕ о равноценности трех основных принципов мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта и очевидный тренд расширения международных контактов НКР, наверное, не стоит удивляться, что, убедившись в бесперспективности шантажа мирового сообщества угрозой возобновления войны, официальный Баку, по крайней мере на этом этапе, стремится примерить на себя новую одежду конструктивного участника переговоров по Карабаху.

Рубен Маргарян, «Голос Армении»