Анна Мкртчян: «Стартап»-партии и популизм в мире и в Армении
В последнее десятилетие итоги проведенных в странах со зрелой демократией выборов демонстрируют, что показываемые традиционными партиями результаты постоянно ухудшаются, а крупных успехов на выборах добиваются новые или считающиеся маргинальными силы.
Последние часто называют популистскими правыми партиями, которые строят свою предвыборную кампанию не по классическим идеологиям и на традиционно существующих в обществе различиях, а на противоречии между народом и правящей элитой. Основная идея заключается в том, что народу противопоставляется отчужденная, коррумпированная и обслуживающая лишь свои интересы элита, состоящая из представителей политического, экономического и культурного истеблишмента.
Хотя и нет единого определения популизма, но его часто используют с отрицательным подтекстом – порою для навешивания ярлыков. Популистские и так называемые стартап (start-up)-партии имеют серьезный успех и поддержку на выборах в Германии, Италии, Швеции, Нидерландах и повсюду.
Параллель «стартапа» – из сферы высоких технологий, где недавно созданная компания может добиться больших успехов за короткий промежуток времени и стать лидером в этой области. Примерно то же явление наблюдалось, когда Эмануэль Макрон в 2016 году основал партию «Вперёд, Республика!» (фр. La République en Marche!) и буквально через год сумел стать президентом Франции. Подобное скачкообразное развитие пережили «Движение «5 звезд»», партия «Лига Севера» (Lega Nord) со своим харизматичным лидером Маттео Сальвини в Италии и пр.. Избрание Дональда Трампа с некоторыми оговорками также может уместиться в эту тенденцию. В этом случае не была создана новая партия, но было сходство в риторике.
Обращаясь к нашему региону, следует отметить, что, по понятным причинам, в прошлом в Армении никогда не было традиционной многопартийной системы, что могло бы создать определенные основания для партийной принадлежности и лояльности у избирателей, а самоидентификация с коммунистической партией часто была навязана и искусственна, хотя были и убежденные коммунисты.
В период независимости же в Армении становление партийной системы происходило с осложнениями, что было обусловлено постоянными конституционными и законодательными изменениями, вытекающими из политической целесообразности.
И в Армении, как правило, перед парламентскими выборами формировались новые партии и блоки, которые пытались конкурировать с в некоторой степени уже состоявшимися партиями, среди которых, безусловно, преимущество имела правящая политическая сила.
Естественно, из-за качества выборов и ограниченности политического поля, «стартап»-партии не могли рассчитывать на большой успех, если отсутствовали закулисные соглашения. Кроме того, это большим было недоверие к политическим партиям и избирательному процессу в целом.
В Армении популистская партия в европейском смысле не сформировалась, поскольку проблемы, поставленные перед обществами, были разными. В Европе первостепенное значение имеют такие проблемы, как вопросы иммиграции и беженцев, влияние процессов наднациональной интеграции на суверенитет государства, гендерное равенство и защита традиционных семейных ценностей. Именно с этой повесткой дня в основном продвигаются правые популистские партии в Европе. Народный протест в Армении имел другое направление, он был направлен против плохого управления, коррупции, экономических монополий, отсутствия справедливости. В результате было сформировано широкое народное движение, которое стало локомотивом и носителем политических изменений.
В ближайшем будущем ожидаются досрочные парламентские выборы, которые станут решающими с точки зрения разрешения политической ситуации. Общее восприятие состоит в том, что политическая сила действующих властей пользуется большой поддержкой электората, что отразится на избирательных предпочтениях. Но, несмотря на это обстоятельство, для участия в выборах формируются новые партии, активируются старые, ведутся закулисные переговоры по альянсам. Одним словом, есть политический процесс, есть ожидания, есть демократия.
Остается посмотреть, какая из действующих цифровыми технологиями «стартап»–политсил какого успеха добьется и удастся ли им на политической арене окончательно заменить действующих «аналоговыми технологиями» сил. 21-й век, в конце концов.
Автор Анна Мкртчян
Источник: Panorama