В Ереване пройдет выставка картин Мартироса Сарьяна
На выставке «Сарьян и Франция», которая пройдет впервые в Армении в доме-музее имени Мартироса Сарьяна – будет представлена картина парижского периода (1926-1928 гг.) Мастера – «Улица кавказского города. Тбилиси» (1927г.). Выставка, которая состоится с 19 сентября по 14 ноября, будет посвящена Саммиту Международной организации Франкофонии в Армении.
Корреспондент Panorama.am в беседе с внучкой Мартироса Сарьяна, директором дома-музея Рузанной Сарьян поинтересовался о том, что за полотно будет представлено, почему картина выставляется в Армении впервые, на самом ли деле до этого данное произведение Мартироса Сарьяна не было показано в Армении?
Р. Сарьян ответила, что 37 картин парижского периода Мартироса Сарьяна сгорели на корабле, на обратном пути в Армению, а произведение «Улица кавказского города. Тбилиси» вместе с другими 5 работами – художник отдал на хранение проживающей в Париже своей родственнице Анне Будагян с тем условием, чтобы она продала картину и на эти деньги отправила ему краски, полотна, кисти, поскольку в СССР сложно было купить всё это.
Однако в различных каталогах отмечалось, что картина «Улица кавказского города. Тбилиси» также сгорела вместе с другими на корабле. Большая часть картин парижского периода была сфотографирована в Париже, существуют также черно-белые варианты этих фотографий. Эта картина была известна также в черно-белом варианте.
«Первое упоминание об этой картине мы находим в каталоге 1960 года Рубена Дрампяна, где на основании слов Мартироса Сарьяна Дрампян написал – это полотно находится в Париже в коллекции Тиграна-Хана Келекяна. Уже было понятно, что картина не могла считаться сгоревшей», – отметила Р. Сарьян, рассказав историю о том, как картина оказалась в коллекции Тиграна-Хана Келекяна.
«В 2002 году я опубликовала первое собрание писем Мартироса Сарьяна, куда я вложила письмо Сарьяна, адресованное общественному деятелю, литературоведу, переводчику Аршаку Чопаняну. Из письма было понятно, что это ответ на письмо Чопаняна. Чопанян написал, что Тигран-Хан Келекян интересуется вашими парижскими картинами, хочет приобрести. Сарьян же в письме указал, что следует обратиться к Анне Будагян, которой были переданы данные картины на хранение. Затем он пишет название этой и другой картин, говорит, что это одна из его сильных работ. То есть, именно Сарьян оценил эту свою работу парижского периода в качестве сильной.
Так и случилось, три работы парижского периода находятся в коллекции Тиграна-Хана-Келекяна», – рассказывает Рузанна Сарьян.
На вопрос о том, кем являлся Тигран-Хан-Келекян, Рузанна Сарьян ответила, что это была интересная личность, он был любителем искусства. По словам Р. Сарьян, Тигран-Хан-Келекян также занимался благотворительностью, оказал финансовую помощь Ж. Браку, П. Пикассо, когда они только начинали свою карьеру.
После смерти Тиграна-Хана-Келекяна в 1951 году картины Мартироса Сарьяна, хранящиеся у него, оказались в различных коллекциях. Директор дома-музея М. Сарьяна отметила, что до 2011 года у них не было никаких сведений касательно картины «Улица кавказского города. Тбилиси».
Рузанне Сарьян часто присылают фотографии полотен Сарьяна, чтобы она высказала своё мнение относительно того – является ли картина подлинной или нет.
«Я больше разочаровываюсь, поскольку подделок очень много. Удивляюсь, как много людей занимаются подделкой произведений искусства, конечно, также подделкой картин Сарьяна. В этот раз, когда открыла очередное письмо, вдруг увидела ту картину, о которой знала по черно-белой фотографии. И в них увидела прекрасные сарьяновские краски, не знала, что делать от радости и восторга. Адресант письма из Новой Зеландии, интересовался, какую сумму мы готовы заплатить за картину. Но мы не смогли приобрести эту картину. И полотно было продано на аукционе. Никто из наших армян не подошел к картине, не поинтересовался ни о чём, хотя я и обращалась посредством газет. Мне было сказано, что нас это не интересует и всё. Картину приобрел проживающий в Москве коллекционер произведений искусства, по национальности не армянин. И так картина попала в Москву.
Затем полотно вновь было выставлено на аукцион. Вновь я обратилась к нашим соотечественникам, которые могли приобрести картину, и она осталась бы у армян. Но никто так и не отреагировал на предложение. Я была в отчаянии. Но нам повезло, картину приобрел коллекционер произведений искусства, проживающий в Москве – Артур Даниелян», – отметила она.
Рузанна Сарьян попросила Артура Даниеляна, чтобы он привез картину в Армению – на выставку.
«Это по-настоящему великое событие для нас. Мне кажется, это вызовет большой интерес, многие захотят своими глазами увидеть картину с такой интересной и удивительной историей», – рассказала Рузанна Сарьян.
Источник: Panorama