Політика

Перед Баку замаячили «большевистские грабли»

нефтьAnalitikaUA.net. Известный азербайджанский политолог Расим Агаев в интервью порталу «Фактхебер» заявил, что после того, как Россия объявила о намерении включить Армению — наряду с Белоруссией и Казахстаном — в евразийскую систему ПВО, «Азербайджан упустил шансы вернуть Карабах». По его же словам, «это возложит на Москву определенные обязательства перед Арменией, в том числе и по Карабаху». Теперь, как подчеркнул политолог, «официальному Баку необходимо руководствоваться только лишь фактором наличия нефти и газа в стране».

Но и тут не все так ладно, как подает официальный Баку. Недавно в международном журнале Iran and the Caucasus опубликована сенсационная статья американского исследователя Алека Расизаде, в которой доказывается, что « с начала 2011 года начинается завершение эпохи нефтяного бума в Баку». «Согласно официальным данным Азербайджана, — пишет автор,- в январе 2011 года было зарегистрировано сокращение уровня нефтедобычи на 4%, газодобычи – на 10%, и сокращение экспорта газа на 27%». В публикации сказано, что львиная доля нефтяных доходов приходится на один кластер, состоящий из трёх морских месторождений нефти Азери–Чираг–Гюнешли, которые были открыты еще советскими геологами. Этот сектор даёт 42 млн. из 50 млн. тонн ежегодного производства азербайджанской нефти. Иностранными кампаниями было подписано 23 контакта на разведку нефти, однако они не нашли ни одного нового месторождения в Азербайджане. Расизаде также считает, что «по мере истощения нефтяных месторождений экономическая мощь Азербайджана будет уменьшаться, что, в свою очередь, уменьшит и его шансы на решение Карабахского вопроса силой».

Кстати, уходит в прошлое и ситуация, когда позиция Ирана «вне игры» заметно укрепляла как региональное, так и международное положение Азербайджана. Сейчас США и Запад прагматически выводят Иран из внешнеполитической изоляции, что ведет к сокращению интересов Запада в Закавказье, да и на Каспии, где, по оценке американских специалистов, сосредоточено всего лишь 4-5% запасов мировых энергоресурсов. При этом цели высвечиваются достаточно прозрачно: страхование от политических неожиданностей в Закавказье в ситуации, когда Тегеран скоро заявит о себе как о новом участнике на мировом энергетическом рынке.

Это означает, что эпоха, когда Азербайджан имел возможности конвертировать свои энергоресурсы в эффективную внешнюю политику, прежде всего, на карабахском направлении, завершается. В будущем исследователям придется искать ответы на многие возникающие в этой связи вопросы. В свое время Гейдар Алиев выражал уверенность в том, что интерес Запада к энергетическим ресурсам его страны будет играть в карабахском вопросе на стороне Азербайджана. Не получилось.

Проблема в том, что Баку, декларируя многовекторность во внешней политике, главные усилия все же ориентировал на выдавливание России с опорой на Запад из Закавказья, видимо, рассчитывая в перспективе получить Карабах. Не является секретом и то, что в Баку очень внимательно следили за ходом событий на Северном Кавказе, полагая, что они до поры до времени они лишают Москвы операционной мобильности на закавказском направлении. Но при этом Азербайджан запутался в сетях сложной региональной политики, которая лишила его пространства для широкого маневра. В итоге перед Баку замаячили «большевистские грабли» 20-х годов прошлого века.

И вновь, как и тогда, в политическом эпицентре оказывается Карабах. Но на сей раз его судьба будет решаться не столько в двухстороннем диалоге Баку-Ереван, сколько через призму экономических и стратегических интересов внешних игроков. В этом смысле азербайджанский политолог Расим Агаев оказывается одним из тех немногих мыслящих экспертов, в полной мере осознавших ситуацию и выставившей ей объективный политический диагноз.

Источник: OSTKRAFT