Армянский политолог назвал разницу между революцией и событиями в Армении
Ситуация в Армении отличается от революции тем, что нет четкого видения переустройства государства, заявил политолог, директор Института Кавказа Александр Искандарян.
На волне проходивших в республике с 13-го апреля масштабных протестных акций 23-го апреля премьер-министр Армении Серж Саргсян заявил о своей отставке. В тот же день президент Армении Армен Саркисян принял отставку правительства. Парламент Армении на специальном заседании 8 мая со второй попытки избрал лидера армянской оппозиции Никола Пашиняна на пост премьер-министра.
«Трудно дать классическое название происходящему процессу, тем более что он кажется незавершенным. Классические революции приводили к смене и отторжению прежнего правопорядка, и в основе их легитимности стояла сама революция. «Бархатная» революция также не всегда исключает жертвы. Ярким примером является бескровный большевистский переворот 1917 года, за которым последовала гражданская война», — сказал Искандарян в ходе круглого стола.
По его словам, в настоящее время при революциях легитимизация новой власти происходит по законам, принятым свергнутой властью.
«Так было в Грузии в 2003 году. Однако в Армении не пошли на штурм здания парламента. Было лишь оказано давление на депутатов во время избрания премьер-министра», — сказал Искандарян.
По его мнению, революции, тем более бархатные могут происходить только при наиболее мягких режимах, которые не могут контролировать ситуацию в стране.
«Революции не могут происходить при тоталитарном режиме. Может быть бунт, восстание. Революции не могут быть также в демократических странах, так как все вопросы решаются выборами. Армения же попала в тот ряд постсоветских стран, где перешли на парламентскую форму правления. Именно мягкость прежней власти в Армении и привела к созданию новой внутриполитической реальности», — сказал Искандарян.
По его словам, личность премьер-министра Сержа Саргсяна была «демонизирована» и именно на нем было сосредоточено все народное недовольство.
«При этом тот факт, что Никол Пашинян был воспринят как единственный лидер оппозиции нанес по ней невосполнимый удар. В результате были разрушены не только сама Республиканская партия Армении, но и оппозиционный блок «Елк». Ведь одно дело руководить протестным движением и совсем другое – управлять страной в совершенно других реалиях», — отметил Искандарян.
Он также отметил, что события в Армении стали последствием низкой легитимности Республиканской партии Армении, полагающей, что она сможет удержать власть в меняющихся условиях.
«Прежние власти Армении каждое социальное недовольство считали всего лишь технической проблемой, которую можно было со временем решить. Однако низкий уровень ее легитимности привел к созданию неуправляемой с их стороны ситуации», — сказал Искандарян.
Источник: NewsArmenia