Эксперт: Причин по которым президент Турции во всем видит терроризм — множество
Как многие явления, ставшие неотъемлемой частью современной жизни, так и терроризм не имеет универсального определения, что создает огромное поле для маневрирования между законом и политической целесообразностью в международных отношениях.
Говоря иными словами, это прекрасная возможность для применения двойных стандартов, когда в зависимости от контекста и политической конъюнктуры один и тот же поступок может рассматриваться в качестве терроризма или легитимной борьбой за свои права. Одна и та же группировка с одной стороны может рассматриваться в качестве террористической организации, с другой – как группа идеалистов, борющихся за справедливость.
Конечно, есть случаи, когда по вопросу признания той или иной группы в качестве террористической имеется международный консенсус, к примеру, террористические группировки «Аль-Каида» или «Исламское государство» (ИГ, запрещена в ряде стран), «Джабхат-аль-Нусра» и пр.. Однако немало случаев, когда одна из сторон конфликта, обычно сильная сторона, для обоснования собственных действий называет своего противника террористом, и посредством этого названия «автоматически» становится морально намного выше и удостаивается «зрительских симпатий».
Подобная тактика зачастую прослеживается у президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который, казалось бы, всех, кто не разделяет его взгляды, будь то внутриполитическая борьба или международные отношения, называет террористами или в лучшем случае – стороной, поддерживающей терроризм.
На прошлой неделе Эрдоган вновь отличился «нравоучениями», мишенью которых оказались президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Последнего он назвал «террористом» и «оккупантом» после того, как Нетаньяху ответил на критику Эрдогана в отношении действий израильской армии, предпринятых 30 марта в ходе столкновений на границе с сектором Газа.
«Эрдоган не привык к тому, что ему отвечают. Ему стоит начать привыкать. Не тому, кто оккупирует Северный Кипр, вторгается в курдский регион и уничтожает гражданское население в Африне, читать нам нравоучения о моральных ценностях»,– написал Нетаньяху на своей странице в социальной сети Facebook.
Турецкий лидер во время выступления в Адане в воскресенье назвал Нетаньяху «жалким», затем добавил: «Слышишь, Нетаньяху! Ты оккупант. И ты ведешь себя как оккупант на этих землях. Одновременно ты являешься террористом».
Турецко-израильский обмен оскорблениями на самом высоком уровне в последние годы не является новостью. Свидетелем этого мы стали в январе 2009 года, когда Эрдоган вновь выступил с острой критикой действий Израиля в секторе Газа, после инцидента с «флотилией свободы» 31 мая 2010 года или совсем недавно – после признания США Иерусалима столицей Израиля.
Что касается президента Макрона, то в минувшую пятницу он удостоился резкой критики турецкого лидера, когда в Париже принял представителей «Сирийских демократических сил» (SDF). Ведущую роль в составе Сирийских демократических сил играет отряд YPG, который Турция считает террористической организацией и против которого ведет борьбу в северной Сирии. Президент Реджеп Тайип Эрдоган и высокопоставленные турецкие лидеры были в ярости от этого шага. Эрддоган указал, что встреча Макрона с членами террористических группировок – это фактически плевок в лицо Анкаре.
Печально известная практика властей Турции после попытки государственного переворота 2016 года называть оппонентов «террористами и гюленистами» получает новое проявление и на международной арене. Так, 31 марта президент Турции обрушился с критикой на премьер-министра Косово Рамуша Харадиная. Ранее Харадинай отправил в отставку главу МВД Флямура Сефая и директора Косовского разведывательного агентства Дритона Гаши. Причиной такого шага стало задержание шести сотрудников косовского колледжа «Мехмет Акиф» по подозрению в том, что они являются членами организации Гюлена (FETO).
Отставки последовали после ареста 6 граждан Турции, подозреваемых в связях с гюленистами в Косово и экстрадиции в Турцию. «Премьер Косово, по чьей инструкции предприняты были эти шаги? От кого ты защищаешь тех, кто пытался совершить государственный переворот в Турции?» – спросил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и заявил, что Рамуш Харадинай заплатит за свой поступок.
Только за последнюю неделю выступления Эрдогана, их тональность и ненадлежащая риторика говорят о том, что президент Турции последовательно игнорирует международную правовую систему и элементарные правила взаимоотношений.
Неуважительное и нетерпимое отношение как к партнерским, так и к соперническим государствам, предпочтение силовых действий, частое навешивание ярлыков и неоосманский покровительский тон доказывают, что действующие турецкие власти вышли за пределы как внутреннего, так и внешнего контроля.
Получить непредсказуемого, импульсивного и в некотором смысле иррационального руководителя – настоящий вызов не только для турецкой демократии, но также для всех стран региона. Посему в долгосрочной перспективе было бы целесообразно возобновить конструктивный диалог между Западом и Анкарой, в частности, в рамках переговоров по членству Турции в ЕС, что вернет эту страну в парадигму по решению международных проблем ненасильственными средствами.
Причин, по которым президент Турции во всем видит терроризм, множество, однако выражение, согласно которому «вор громче всех кричит – держи вора» как нельзя лучше подходит в данном случае. В то же время стоит признать, что для столь масштабной спекуляции на борьбе против терроризма и умелой игры на законных опасениях людей нужен огромный талант, недостатка которого у президента Эрдогана точно нет.
Автор материала (оригинал на армянском языке) – политолог Анна Мкртчян
Источник: Panorama