Політика

Азербайджанская пропагандистская машина близка к краху своей очередной авантюры

КартаAnalitikaUA.net. Вслед за усердно тиражировавшимися в конце 90-х — начале 2000-х байками о тысячах военнопленных- азербайджанцах, якобы содержавшихся в концлагерях на территории Армении, фактически лопнул и мыльный пузырь о «наркотрафике и выращивании нарковеществ на территории НКР». Панические комментарии из Баку, последовавшие за предложением премьер-министра РА Т.Саркисяна провести расследование силами экспертов ООН, свидетельствуют именно об этом.

ЗАЯВЛЕНИЯ О ТОМ, БУДТО ТЕРРИТОРИЯ НКР ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ТРАНЗИТА наркотиков, а в специальных лабораториях выращиваются и производятся наркотические вещества, звучали из Баку все последние годы и активизировались на фоне документов разных международных структур, в которых именно Азербайджан фигурирует в качестве основного маршрута переправки наркотиков из Афганистана, Центральной Азии и Ирана в Россию и Европу. Выдвигая не подкрепленные ничем обвинения со ссылкой на «некоторые источники» и делая упор на то, что, дескать, это «невозможно проверить», азерпроп преследовал сразу две цели. Во-первых, переключить внимание с собственной очень больной головы на Арцах, никогда не фигурировавший в такого рода документах, во-вторых, дискредитировать армянскую сторону. Ну и походя в очередной раз напомнить об «оккупированных территориях».

Более того, осознавая ущербность безосновательных обвинений и их очевидную политико-пропагандистскую направленность, Баку пошел на неслыханный шаг: приписал собственные измышления Организации Объединенных Наций. Между тем эксперты именно этой организации составили карту, на которой четко видно, что пути наркотрафика обходят НКР, однако проходят через Азербайджан. Что не помешало действующему в Баку «Национальному офису пропаганды против наркотиков» пару месяцев назад издать брошюру под названием: «Наркотрафик в Нагорном Карабахе», содержание которой вызвало сомнение даже у самих азербайджанцев. Ссылаясь на «неофициальные данные», составители брошюры утверждают, что «произведенные высококачественные наркотики по маршруту: Нагорный Карабах — Иран -Азербайджан — Россия, а также: НК — Иран — Азербайджан — Европа и Армения — Грузия — Черное море — Европа вывозятся на рынки Европы и России». При этом, как отмечало бакинское агентство Turan, не приводится ни одной ссылки на источники информации.

Отвечая на вопрос о доказательствах, глава вышеупомянутого офиса Мазахир Эфендиев сказал, что «таких фактов много», «все они должны быть проверены», однако в силу известных причин азербайджанская сторона их проверить не может. «Наша задача — привлечь к данному факту внимание мировой общественности, у которой больше возможностей тщательно проверить эти факты», — заявил доблестный борец с наркотой, который по сути дела использовал авторитет и денежки ООН для выполнения актуальных задач антиармянской пропаганды Баку.

И ВОТ, КАЗАЛОСЬ, СБЫЛАСЬ МЕЧТА МАЗАХИРА И ЕГО КОЛЛЕГ. В ходе встречи с заместителем генсека, исполнительным директором Управления ООН по наркотикам и преступности Юрием Федотовым премьер-министр РА предложил экспертам организации приступить к практическому расследованию приводимых Азербайджаном «фактов». Пресс-секретарь президента Арцаха Давид Бабаян подтвердил, что руководство республики не против посещения экспертами ООН своей территории для окончательного выяснения и опровержения обвинений Баку, отметив: «Это в наших интересах». Однако, как и следовало ожидать, готовность Степанакерта принять международную миссию для проведения исследований вызвала в Азербайджане совершенно неадекватную реакцию. Вместо того чтобы радоваться тому, что многочисленные «факты» наконец найдут свое подтверждение, в Баку отнеслись к инициативе однозначно негативно. Так, пресс-секретарь МИД АР Эльман Абдуллаев поспешно выпалил выученные назубок постулаты: дескать, «Армения в очередной раз нагло демонстрирует свое неуважение к нормам международного права, распоряжаясь территорией другой страны. Нагорный Карабах является признанной международным сообществом частью Азербайджана. Это признает весь мир, в том числе и ООН». Затем, вспомнив о конкретном вопросе, на всякий случай добавил: «Азербайджан неоднократно выражал свою озабоченность касательно транзита наркотических средств посредством оккупированных Арменией территорий и ставил этот вопрос перед международными организациями, в том числе и перед ООН». Выпустив весь свой пропзаряд, Абдуллаев, однако, так и не сообщил об отношении своего ведомства к предполагаемой миссии ООН.

Высказался и сам Мазахир Эфендиев. Во-первых, он объявил, что армянская сторона хочет предпринять «упреждающие меры», во-вторых, отметил, что «проведение таких проверок труднодостижимо». И то правда — куда легче тиражировать ничем не доказанные обвинения против другого государства и вести политическую пропаганду вместо того, чтобы заняться пропагандой против наркотиков в собственной стране. Тем более что пару лет назад тот же Мазахир официально заявлял, что число зарегистрированных в Азербайджане наркоманов ежегодно растет на 1000-1500 человек. Более «конструктивно» выступил против инициативы депутат Захид Орудж. Он сослался на то, что армянская сторона будет против включения в группу азербайджанских экспертов и покажет членам миссии те места, которые сама пожелает. Опять-таки непонятно, откуда такое недоверие к экспертам ООН, которые, по логике Оруджа, в подметки не годятся азербайджанским специалистам. Еще бы — ведь последние настолько поднаторели в своем деле, что Азербайджан из года в год все более активно фигурирует в отчетах ООН и Госдепа…

ЧТО ЖЕ ПОЛУЧАЕТСЯ? А ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО, ПУГАЯ ВСЕХ СТРАШИЛКАМИ о мифических лабораториях по выращиванию наркотиков и столь же мифических транзитных путях на территории НКР, в Баку сразу пошли на попятный, стоило армянской стороне выступить с инициативой расследовать все эти грязные обвинения. Как тут не провести параллели с несостоявшимися расследованиями инцидентов на границе, которые в Баку сначала придумывают с самыми фантастическими подробностями (вспомним «начиненные взрывчаткой игрушки», приплывшие прямиком в ручки азербайджанских детишек), раздувают и тиражируют их по всем каналам, а затем сами отказываются от расследования. В итоге истина оказывается похороненной под массивами пропагандистской лжи, а Баку ходит с видом оскорбленной девственности, отвечая на конкретные инициативы избитыми клише и жалуясь на «невозможность установления истины».

Думается, в данном конкретном случае армянской стороне действительно необходимо добиваться организации экспертной миссии и проведения расследования. Возвращаясь к началу статьи, отмечу, что именно так и случилось с обвинениями в «концлагерях на территории РА», в которых «тысячи азербайджанских военнопленных», в том числе и никак не желавшие вырастать дети, якобы подвергались эксплуатации в качестве рабов. После того как указанные места посетила международная экспертная группа, подтвердившая абсолютную абсурдность этих измышлений, в Баку моментально забыли о «жертвах» армянских любителей «рабского труда». И переключились на другие байки, в том числе — о «наркотрафике» и «секретных лабораториях».

Остается напомнить о недавних заявлениях представителей двух авторитетных структур, занимающихся, в отличие от бакинских пропагандистов, реальной борьбой с наркотрафиком. Глава ФСБ России Александр Бортников констатировал «отсутствие каких-либо данных, подтверждающих утверждения касательно наркотранзита по территории НКР». С российским коллегой солидарен в этом вопросе командующий пограничной службой полиции Ирана, генерал Хосейн Зольфогари, заявивший, что «Иран не владеет фактами, подтверждающими информацию о том, что территория Нагорного Карабаха используется для транзита наркотиков». Подчеркнем, что это заявление генерал сделал в интервью персооязычной версии азербайджанского информагентства «Тренд». Марина ГРИГОРЯН, «Голос Армении»