Дживан Гаспарян об отношении к жизни, искусству и главных качествах музыканта
Всемирно известный армянский музыкант, прославленный мастер дудука Дживан Гаспарян в интервью изданию Lenta.ru рассказал о своей любви к дудуку, об особенностях инструмента и о начале своей музыкальной курьеры.
«Я действительно очень любил дудук, когда был мальчишкой. И много играл, очень много. В детстве я слышал, как другие музыканты исполняют музыку на дудуке — инструмент сразу меня привлек», — сказал музыкант.
Он начал играть на дудуке в возрасте 6-8 лет, причем, ему никто не помогал. В консерваторию Гаспарян поступил тогда, когда уже был популярным артистом, только ради того, чтобы получить высшее образование.
«В молодости я не знал всех секретов и тонкостей, но сильно хотел узнать, как держать инструмент, как дуть, извлекать полутона и прочее. В общем, то, чего многие не знают и не хотят знать. Они берут дудук и идут, к примеру, играть в ресторанах или на свадьбах — больше им ничего не нужно, а мне всегда было нужно. Я хотел, чтобы дудук любили все. Сейчас многие играют на дудуке, но устраивают с ним какие-то цирковые номера, а инструменту это не подходит», — считает музыкант.
По зову сердца
По словам Гаспаряна, на дудуке можно сыграть и быстрые, и медленные, и танцевальные, и лиричные мелодии, хотя у инструмента всего одна октава и плюс две ноты, «но самое главное – это тембр, который идет от сердца».
«Писатель Уильям Сароян даже говорил после моих выступлений, что это не игра, а молитва. Но дудук сам по себе действительно печальный. Когда мы играли в Москве в 1950-х годах, у меня спрашивали: что это за инструмент такой — 99 раз плачет, один раз смеется? Да и… история Армении такая. Моя история такая. Я родился в плохое время: началась война, отец ушел на фронт и не вернулся, мать скончалась, оставив троих детей», — отметил музыкант.
Он признался, что сам делает дудуки, на которых играет, а изготовленные другими людьми инструменты даже в руки не берет.
«Я знаю, как сделать, чтобы звук выходил красивый. У меня дома дудуков штук сто или больше и каждый звучит на свой лад. Они для меня как дети, я знаю все их особенности. Я много инструментов испортил, но и изобрел новый — бас-дудук, на одну октаву ниже, чем обычный. Их капризы надо понимать, с ними надо разговаривать», — сказал Гаспарян. Он в шутку напомнил, что однажды о нем показывали передачу по телевизору, где диктор сказал: «я не знаю, то ли Дживан играет на дудуке, то ли дудук играет на Дживане».
Гаспарян считает, что главное для музыканта — уметь импровизировать, если он не умеет импрвизировать, то не станет стопроцентным мастером.
«Я могу одну мелодию сыграть сотней разных способов. Есть люди, которые, к примеру, знают шесть нот и всегда исполняют музыку только по ним, а я так не хочу. Если послушать мои записи одних и тех же композиций, окажется, что они все звучат по-разному. Мне говорят: это тебе, мол, Бог дает такое умение. Может быть. Его не продашь и не купишь — приходит что-то в голову и просто нужно выразить», — сказал он.
Почти как миг
Дудукист, которому в этом году исполняется 88 лет, признался, что жизнь пролетела как сон, как пять минут.
«Я всегда жил честно, никого не обманывал, никаких грехов на душу не брал. Детей тоже так воспитывал. За деньгами никогда не гнался: сколько заработали, на столько и жили. Никогда не завидовал чужим миллионам и миллиардам. Да мне не нужно. Я не голодаю, крыша над головой есть — что еще надо? Жить красиво — не значит иметь много денег», — сказал артист.
Артист рассказал о самых запоминающихся концертах из 20 тысяч выступлений за всю свою музыкальную карьеру.
«Как-то у меня были намечены два концерта в Токио. Один в закрытом зале, а второй — в открытом саду на тысячу мест. Хороший такой сад, японцы умеют это делать. Я отыграл в первый день, а во второй начался дождь, да такой, какого я в жизни не видел! Мне казалось, что концерт отменят — кто придет в такую погоду? Когда до начала оставалось 10-15 минут, заходит менеджер и говорит: «Господин, вы будете переодеваться? Скоро выходить». Я удивился: «А кто-то есть?» Он замахал руками: «Все билеты проданы!», — вспомнил Гаспарян.
Музыкант добавил, что никогда не забудет тот концерт — все стояли в белых плащах и под белыми зонтиками час и двадцать минут и слушали дудук под дождем.
«А в первый раз в Токио я выхожу, играю один номер, а народ никак не отзывается, не хлопает. Думаю: это они такие или я плохо тружусь? 45 минут, 12 номеров. Когда закончил, я встал и ушел. Только через 2-3 минуты слушатели начали аплодировать. Я вышел обратно, и они 10 минут не давали мне уйти со сцены. Они привыкли так слушать камерную музыку. Это хлопанье им мешает», — сказал он.