АналітикаВажливе

Армянский политолог: И кто же после этого наши «союзники»?

Когда на развалинах бесславно умерших Советов создались новые государственные образования, а Армения, оставаясь верной букве советского «закона», восстановила свою независимую государственность, возник закономерный вопрос: как преодолеть последствия развала имперского господства и тоталитарной системы, и почему не делать это совместными силами в тех случаях, когда это будет исходить из интересов всех? Как наилучшим образом это охарактеризовал годами ранее нынешний руководитель России Владимир Путин, СНГ было наилучшим механизмом цивилизованного развода. Об этом, на страницах газеты “Аравот” пишет армянский политолог Рубен Меграбян.

“Безусловно, это позволило избежать того кошмара, который накрыл бывшую Югославию.

Однако, как известно, жизнь намного сложнее, чем может показаться даже в наилучших формулировках, и последующий ход событий затем это доказал.

Каждый вышедший из состава СССР будто вернулся на свой «естественный» путь, который представлял собой логическое продолжение прошлого. Воздержимся от характеристики других, констатируя, что Армения, тем не менее, избрала путь государства европейского типа, поскольку такой цивилизационный выбор детерминированно идет из глубины веков. И казалось, что «демократическая» Россия тех лет, где к этому термину, как показывает история, нужно подходить с масштабными оговорками (кто-кто, но мы, армяне, почувствовали на своей коже), все же представлялась как государство, которое руководствуется той же системой ценностей, что страховало Армению, погрязшую в продолжительный конфликт, от повторения катастрофы 1920 года…

Зачатый разнокалиберными примаковыми и оргпреступностью чекистский реванш в России реанимировал пятую колонну в непрошедшей люстрацию Армении, которая путем «бархатного» госпереворота пришла к власти и «увековечила победу» по результатам террористического акта 27-го октября 1999г. Между Арменией и Россией вновь установилась «общность ценностей», хотя речь здесь шла уже об антиценностях, и эта «общность» предназначалась для того, чтобы служить не во имя, а против свободной, независимой и суверенной Армении. За этим стремительно последовали разные непристойные сделки за счет Армении – «во имя вековой дружбы», о чем говорилось многократно, и повторение стало бы бессмысленной тратой места и времени.

Новый ценностный разрыв оформился в 2018-ом, когда в Армении произошла Бархатная революция. Как и в 1988г, когда Общенациональное движение во имя независимости Армении и Арцаха предварило кончину «совка» на свалке истории, и почти все понимали, что Советы – это не решение проблемы, а источник и стержень проблемы, траектория армяно-российских отношений в период после Бархатной революции показывает то же самое: «наш вековой друг» не только не является решением какой-либо проблемы, но и почти во всех проблемах является их архитектором и стержнем, главным «поставщиком» хаоса, главным спойлером политических процессов и, в совокупности, главной угрозой нашей государственности, которая маскируется под дымовой завесой «братства». А лидер РФ несет нам «благую весть», что территория бывшего СССР – это «историческая Россия». Ну да, щит на гербе вашего «альянсе», как стало очевидным, заржавел и покрылся дырами в нескольких местах.

Что ж, неудивительно, когда, имея перед глазами панораму развалин наших представлений о нашей безопасности последних тридцати лет, по сути, созданную руками нашего «векового друга», который «в доле» итогов 44-дневной войны, «не может» и молчит по вопросу наших военнопленных, разжигает пограничный кризис в Сюнике и эксплуатирует его, выдвигает ложную и опасную повестку, обслуживающую исключительно интересы Азербайджана, стремится нейтрализовать поддерживающую нас реакцию международного сообщества, рано или поздно зададимся вопросом себе и другим: и кто же после этого наши «союзники»? Конечно, догматические ответы Зория Балаяна и его духовных сыновей, узаконивающих русификацию Арцаха, безмозглые сторонники демонтажа статуи Нжде и им подобных доморощенных стратегов на этот вопрос нам известны. Однако, они нам не интересны, они даже не про нас, поскольку они к нам не имеют никакого отношения и не имели никогда. У нас другая задача.

После этого всего, несомненно, больше нет нужды на пальцах объяснять или, тем более, доказывать, кто есть кто, кто союзник, а кто нет. Все на поверхности, просто надо увидеть, если нет проблем со зрением. Наша задача – не позволить, чтобы за последнее столетие дважды обрушившаяся нам на головы империя обрушилась своими обломками нам на головы в третий раз. У Армении больше нет такого ресурса, Армения и армянская нация не должны в третий раз стать жертвой очередного пароксизма русско-турецкой дружбы и жертвуемой пешкой в разыгрываемом русским шовинизмом гамбите.

Предстоящий период потребует мобилизации воли и интеллекта армянской нации, и на очередном историческом повороте, который ожидает нас впереди, Армения должна «вписаться» в него без новых кровавых катастроф.

Наш пройденный путь полностью освобождает нас от всяких морально-политических обязательств в отношении такого рода «вековой дружбы». Создание новой стратегии безопасности на основе жестоких уроков прошедших войн – императив дня. В основе совместно формируемых новых отношений Республики Армения, армянской нации и армянской демократии с многочисленными друзьями первичным должен быть наш суверенный интерес. Наше будущее, безопасность наших будущих поколений – в наших руках. Пришел час ответственного выбора и действий, проявляя наилучшие качества решительного одиночки, которые всегда нам приносили только победы. И да хранит Господь Армению и ее настоящих друзей”, – отмечает Меграбян.