ВажливеПолітика

«Разум говорит одно, а сердце сочувствует другим» — украинский публицист о войне в Карабахе

Война в Нагорном Карабахе побудила меня пристальнее присмотреться к недавним событиям, истории конфликта и геополитического контекста. Почему? Ответ прост: потому что я просто не понимал, кого из воюющих сторон нужно поддержать. Об этом пишет украинский публицист Андрей Любка на страницах day.kyiv.ua.

«С одной стороны, Азербайджан воюет за свою международно признанную территорию, то есть выгоняет оккупантов, а Армения — пророссийское государство, которое не поддерживает Украину в ООН. С другой стороны, исторически территория Арцаха была заселена армянами, и только с появлением Советского Союза этот регион включили в состав Азербайджана; к тому же Армения — это христианская страна, и эту войну можно рассматривать также и с точки зрения идеи Хантингтона о конфликте цивилизаций, увидев в этом схватку креста и полумесяца.

Когда этот военный конфликт вошел в новую горячую фазу, мне почему-то вспомнилась прогулка по Иерусалиму. Три года назад как раз в эти дни я гулял городом и рассматривал его первоначальную структуру. Поэтому и вспомнил, что Иерусалим разделен на 4 квартала: еврейский, христианский, мусульманский и армянский. Этот раздел красноречиво подтверждает древность и влиятельность армянского народа, безусловно — один из важнейших в истории последних двух тысячелетий. Что там говорить: армяне имели собственную письменность еще в те века, когда в Европе и не пахло славянами! А исследователи Библии утверждают, что это именно к верхушке армянской горы Арарат причалил Ноев ковчег …

Но история была беспощадной к армянам — и теперь Арарат, например, уже не армянский, потому что находится на территории Турции. На протяжении веков армяне подвергались ужасным притеснениям и гонениям, квинтэссенцией которых стала большая резня 1915 года, когда в Османской империи был осуществлен геноцид армян. Тогда было истреблено более 1500000 армян, а эти убийства, гонения и депортации стали для турок также способом «этнической чистки» территорий восточной Турции, где исторически проживали армяне. Современная Армения — это лишь клаустрофобический кусок армянских пространств. В этом контексте неудивительно, что значительно больше армян живет в диаспоре по всему миру, чем в самой Армении. Таковы реалии народа с большой историей, который натерпелся бедствия …

Чтобы получше понять армян, их ментальность и мировоззрение, я вернулся к книге, которая меня чрезвычайно поразила несколько лет назад. Речь о «Книге шепотов» Варужана Восканяна; этот роман получил Центральноевропейскую литературную премию «Angelus». Эту книгу я прочитал в польском переводе. Как ни странно, оригинал написан на румынском, потому что господин Восканян — потомок армян, сто лет назад сбежавших из Османской империи, спасаясь от геноцида. С тех пор они осели в Румынии, а сам Варужан даже сделал блестящую карьеру и стал в свое время румынским министром финансов. Парадоксально, но финансист и политик смог написать без преувеличений выдающуюся книгу, которая помогает понять его народ и проникнуться к армянам искренней симпатией.

Эта симпатия невольно перерастает в сочувствие. Ибо невозможно со спокойным сердцем смотреть на то, как армяне перед отъездом сжигают свои дома, чтобы они не достались врагу. Дым над Карабахом — жгучий и страшный …

И можно сколько угодно восхищаться успехами азербайджанской армии, просматривая в этих событиях возможную модель для освобождения украинских оккупированных территорий, но этот дым над Карабахом и колонны автомобилей, перевозящих людей не дают покоя. Лошадей и сабли заменили беспилотники и автоматы, но суть исторических событий — та же.

Мой вывод прост: хорошо, что я не должен никого поддерживать в этом конфликте. Ибо разум говорит одно, а сердце сочувствует другим»,- отмечает Любка.

Источник: day.kyiv.ua
Перевод Жанны Оганесян