ВажливеНаука

Новая лаборатория в Армении расширит исследования лекарств от вирусов

Новая лаборатория в НИИ молекулярной биологии Национальной академии наук Армении позволит расширить исследования антивирусных соединений. Современное оборудование усилит возможности по виртуальному моделированию и практическим экспериментам, заявил руководитель лаборатории, кандидат биологических наук Оваким Закарян в интервью Sputnik Армения.

Оборудование для лаборатории передали частные меценаты. Кроме того, Госкомитет по науке выдал институту крупный грант. Эти ресурсы позволяют усилить компьютерное моделирование молекулярных взаимодействий. Проще говоря, на мощных компьютерах будут проводиться виртуальные реакции между молекулярными соединениями (потенциальными лекарствами) и вирусными белками (продуктами активности вирусов).

“Конечно, моделирование никогда не заменит реальных экспериментов. Но с его помощью можно, условно говоря, из десяти тысяч соединений выбрать для экспериментов пятьдесят, то есть не делать заведомо ненужных опытов, экономить время и ресурсы”, – подчеркнул Закарян.

Лаборатория изучает активные вещества против нескольких вирусов, в том числе и вируса африканской чумы свиней. Для человека он не опасен, но наносит большой ущерб свиноводству по всему миру, так как африканская чума не лечится (зараженные животные подлежат забою). Только в 2018-19 годах, по данным Организации продовольствия и сельского хозяйства ООН, в Азии из-за нее произошел падеж около 5 миллионов свиней (то есть было потеряно около миллиарда тонн свинины).

Более года назад, то есть еще с прежними лабораторными мощностями, институт начал работу с американской компанией Natural Biologics, которая, помимо прочего, исследует молекулярные соединения против чумы свиней.

“Мы тестируем у себя те соединения, в которых они заинтересованы, а некоторые предлагаем сами и изучаем вместе. По итогам нашей работы уже вышла одна научная статья, теперь работаем над второй. Наша работа обещает не только фундаментальный, но и прикладной результат, то есть создание лекарства для ветеринарии”, – отметил Закарян.

В мире есть немало вирусологических лабораторий, но в очень немногих исследуется чума свиней (намного больше таких, где исследуют, например ВИЧ или вирусный гепатит, а теперь и COVID-19). В мире мало научных коллективов, которые ведут ту работу, которой заняты биологи в Ереване.

Также ведутся переговоры с еще одной компанией — из Германии. Институт надеется на совместное изучение так называемых антивирусных соединений широкого спектра — то есть таких, которые можно использовать не против одного, а против разных вирусов. Такие исследования группа Закаряна вела и на прежних лабораторных мощностях.

Этой логике следуют и крупные исследовательские центры, и фармацевтические корпорации. Например, прототипы вакцин от коронавируса, которые сейчас испытываются в мире, были созданы на основе антивирусных препаратов широкого спектра. Так, американская компания Moderna, которой руководит бизнесмен армянского происхождения Нубар Афеян, хочет составить матрицу вирусного РНК, на основе которой будут рассчитываться мутации вирусов и вакцины против них.

За основу для исследования НИИ молекулярной биологии взял несколько вирусов, не опасных для человека. Помимо африканской чумы свиней, исследуется вирус герпеса Vaccinia virus (вирус из семейства поксвирусов, или вирусов оспы).

“Если найти кандидата на эффективное молекулярное соединение против этих вирусов, то есть шансы, что оно может действовать и на другие вирусы, уже более опасные”, — отметил Закарян.

В новой лаборатории хотят расширить список изучаемых вирусов, причем включить в исследования вирусы из различных семейств, чтобы исследования были более универсальными. Исследовать хотят не только ДНК-вирусы (такие, как вирус герпеса), но и РНК-вирусы, которые сильнее мутируют.

На тему отбора и испытаний молекулярных соединений против вирусов за четыре года сотрудники института опубликовали более десяти статей в ведущих мировых научных журналах, в том числе в самом авторитетном издании по вирусологии – Antiviral Research.

Сотрудничество идет не только с биотехнологическими компаниями, но и с коллегами в других научных центрах – в Португалии, Испании, России.