Манвел Саркисян: Предвыборная кампания в Арцахе сразу же выявила вполне осязаемую схему
Начавшаяся предвыборная кампания в Арцахе сразу же выявила вполне осязаемую схему. Кандидат от властей, бывший госминистр Араик Арутюнян, предложил избирателям в качестве предвыборной программы денежную помощь и обещания, а наиболее радикальная оппозиция выдвинула требование запретить Арутюняну участвовать в выборах. Возникла ключевая линия полемики, на фоне которой проходит предвыборная кампания всех кандидатов.
Речь идет о полемике, развернувшейся вокруг широкой кампании «оказания помощи людям», проводимой кандидатом в президенты, бывшим госминистром Арцаха. Широко рекламирующий свою «благотворительную» деятельность, Араик Арутюнян начал публично жаловаться на то, что его критикуют за то, что он помогает людям, ссылаясь на то, что он, оказывая финансовую помощь кому-либо, настоятельно просит никак не связывать свой голос избирателя с этой помощью.
Его «железный аргумент» оппозиция характеризует как лицемерие «коррумпированного ставленника властей» и требует не только снятия Арутюняна с предвыборной гонки, но и отставки президента Бако Саакяна и двух силовиков, обеспечивающих условия для подобной кампании. По сути, это – «ДА» или «НЕТ» денежному карнавалу. Аналогичной ситуации армянская политическая жизнь еще не видела. Опыт известного олигарха Гагика Царукяна имеет бледный вид в сравнении с происходящим в Арцахе. Еще ничтожнее предвыборные взятки бывшей Республиканской партии Армении.
Действительно, вряд ли еще где-то на демократических выборах мир встречался с такой предвыборной практикой. Внушать людям, что получение «денежной помощи» от кандидата в президенты есть вполне нормальное дело, приходилось не каждому. Это удивительная способность связывать между собой вещи, не имеющие никакой связи, превращать самое явное мошенничество в самую очевидную истину, порабощать людей, очаровывая их сердца «милосердием». При этом, убеждать людей в том, что все в норме и иного не бывает.
Вряд ли, может по-иному вести себя человек, десять лет бывший премьером страны. Только так. Сначала создать условия, оставляющие человека на произвол судьбы, потом — создать за собой образ «помощника», брошенного на произвол судьбы человека. Потом убедить людей в том, что эта помощь осуществляется посредством предоставления человеку «денег из своего кармана».
Остается только прояснить, почему эта моральная демагогия осталась последним ресурсом властей? В чем состоит «грех» укоренившегося в Арцахе режима? И в чем кроется суть нынешней политической ситуации?
Думаю, здесь особых тайн нет. Действия властвующей верхушки Арцаха в Бердзоре в 2015 году и избиение депутата Айка Ханумяна, со всей очевидностью проявили для армянской общественности ее репрессивную сущность. По сути дела, в течение десятилетий в Арцахе складывался и функционировал феодально-полицейский режим, подавлявший волю общества. Бюджет страны был превращен в фонд поддержки бизнеса узкого круга лиц. При этом, на законодательном уровне все махинации с бюджетными средствами периодически узаконивались. Общество было оттеснено в нишу обездоленных и лишено каких-либо возможностей влияния на свою судьбу. Этот порядок удерживался различными репрессиями и шантажом «внешней угрозы». Режим этот имел полную поддержку со стороны руководства Армении.
Смена власти в Армении в 2018 году подорвала базу для функционирования описанного порядка в Арцахе. Помимо того, что манеры действующих здесь властей потеряли базу в Армении, в самом Арцахе начала стремительно меняться ситуация. Атмосфера страха лопнула, что привело к значительной потере влияния властей на общество. Во времени, власти остались в состоянии бессилия перед претензиями общества. Отказ местных авторитетов в городе Гадрут выставить на пост мэра города своего кандидата на сентябрьских выборах 2019 года, приостановки строительства малых ГЭС под требованием общественности и, наконец, невозможность применения сил полиции против акций протеста в Степанакерте в настоящий момент, показали, что традиционная репрессивная машина дала сбой.
Остался только ресурс масштабных подкупов населения с одновременным использованием моральной демагогии в качестве идейного обеспечения этой практики. Обществу внушается, что настоящим руководителем является тот, кто способен «помогать людям». На что рассчитывают эти люди — понять трудно. Скорее всего, им кажется, что они смогут уговорить людей смириться с той судьбой, которую им предлагают. Не кнутом — так пряником остановить «уходящий поезд». Что из этого выйдет — станет ясным по итогам президентских и парламентских выборов.
Но факт, что в истории обществ возникают и такие несуразные ситуации, сам по себе интересен. Видимо, только глубокий социально-политический и идейный кризис может создать симбиоз денег и откровенной лжи в качестве механизма сохранения каких-то изживших себя порядков. Хорошей исторической иллюстрацией подобной ситуации является история с индульгенциями, проявившая себя в период кризиса католической церкви в 16-ом веке. Возможно, это не совсем корректная параллель с обсуждаемой нами темой, но феномен замены понятия «искупление грехов» на понятие «откуп от наказания» не совсем чужд человечеству.
Вообще-то, индульгенция (лат. indulgentia от лат. indulgeo, в долгу, «терпеть, позволять») — в католической церкви означала освобождение от временного наказания (кары) за грехи, в которых грешник уже покаялся. Но, интересно то, что в эпоху Возрождения получило распространение понимание индульгенции, как отпущения грехов за деньги, причем независимо от того, раскаялся ли человек. Индульгенции в таком понимании послужили причиной, может быть, величайшего раскола в истории христианства: одной из претензий Мартина Лютера к Католической церкви была именно торговля индульгенциями. И в 1567 году папа римский запретил какие-либо денежные поборы за индульгенцию.
В сегодняшнем Арцахе мы имеем дело с наиболее примитивной формой «откупа от грехов» в виде вовлечения общества в денежный карнавал кандидата в президенты от властей. Сама идея о том, что можно не только откупиться от претензий общества, но и навязать ему мировоззрение грешника, очень дерзкая. Эта практика нацелена на то, чтобы морально подавить волю человека цинизмом. Не искупить грехи, а откупиться от общества за свои грехи, вовлекая само общество в свой грешный мир. И сохранить этот мир. Иного шанса у действующих властей просто нет. Если невозможно репрессиями подавить волю людей, остается только морально задавить эту волю. Как говорится, если завоевывать сердце избирателя невозможно, проще купить и обмануть его. Что и делается на виду у всех.
Манвел Саркисян, acnis.am