Эксперт: Кому было предупреждением убийство генерала Сулеймани?
Спустя две недели после того, как силами США 3 января 2020 года был убит Касем Сулеймани, можно заметить, что в центр внимания мировой общественности молниеносно вышла проблема Ливии. Ряд экспертов начали увязывать убийство иранского генерала, в первую очередь, с развивающейся вокруг Ливии ситуацией. То есть, в этом убийстве усмотрели акт предупреждения не столько властям Ирана, сколько некоторым «горячим головам» в разных концах света. Что самому иранскому режиму тоже что-то хотели сказать, сомнений нет. Но в поведении Ирана в последнее время не разглядывается чего-то сверхсерьезного, что потребовало бы такого жестокого акта убийства одного из ключевых лидеров этой страны. В последнее время больше проблем для региона и мира создавала Турция. Именно с Турцией резко обострили свои отношения США и Европа. И именно Турции пригрозил президент США разрушить ее экономику, если она «перейдет красную черту». Для усмирения турецкой экспансии в Сирии, США даже поощрили военно-дипломатические действия России, передав последней инициативу в сдерживании военной операции Турции.
И вдруг, в центре внимания оказался Иран. Правда, непосредственным поводом к проведению спецоперации по убийству Сулеймани послужило нападение на американское посольство в Ираке, совершённое 31 декабря ополченцами «Сил народной мобилизации». Однако, повод еще не идентифицирует цель — никоим образом не означает, что целью США была карательная операция против Ирана (хотя, позднее американские власти заявили, что это нападение организовал генерал Касем Сулеймани). Поведение властей Ирана, получивших по итогам всех событий начала января всеобщее порицание за сбитый пассажирский самолет и за односторонний выход из «ядерной сделки», свидетельствует о крайней их растерянности. Никогда еще элита этой страны не была в таком смущении и так унижена. Власти страны даже проявили озабоченность тем, что кто-то извне поднимает народ против них. Проявлять какие-то инициативы в таком состоянии Иран не может, пока не переварит шок от случившегося с ним. Наиболее важные события сейчас огибают Иран.
Стоит остановиться на ряде международных событий, развивающихся на фоне убийства Сулеймани. В частности, развернувшаяся с самого начала января противоречивая активность Турции свидетельствует о многом. Похоже, что политический смысл убийства Сулеймани «правильно» поняли в этой стране, еще несколько дней до этого, грозившей ввести свои войска на территорию Ливии. 2 января парламент Турции проголосовал за то, чтобы послать войска в Ливию на помощь признанному ООН правительству.
Одобрение парламентом Турции введения войск в Ливию вызывало широкую международную реакцию. Президент США Трамп предостерег Эрдогана от иностранного вмешательства в эту страну. Высказал обеспокоенность положением и Евросоюз. С критикой действий Турции выступили одновременно и Греция, Израиль и Кипр . В совместном заявлении они предупредили, что решение Турции «является грубым нарушением резолюции 1970 (2011) Совета безопасности ООН, которое вводит эмбарго на поставки оружия в Ливию».
Напомним, что после свержения лидера Ливии Муаммара Каддафи в 2011 году в Ливии царит двоевластие: на востоке правит избранный народом парламент, а на западе (в Триполи) — сформированное при поддержке ООН и ЕС правительство национального согласия во главе с Файезом Сарраджем. Власти восточной части страны сотрудничают с Ливийской национальной армией под командованием маршала Халифы Хафтара, который с апреля прошлого года пытается занять столицу.
Так вот, Турция решила сепаратно иметь дело с заседающим в Триполи правительством национального согласия. Но, не тут-то было. На следующий день после решения турецкого парламента, 3 января был убит иранский генерал, а президент США Трамп заявил, что никому не будет позволено своевольничать в регионе. А 8 января в Турцию прилетел президент России В.Путин. В тот же день Путин и Эрдоган приняли совместное заявление, в котором выступили с инициативой объявить перемирие в Ливии с 12 января. По тексту заявления видно, что президент Турции отступил от своих планов по Ливии. Вот эта часть текста: «Прочный мир и стабильность в этой стране (Ливии) могут быть достигнуты только путем политического процесса, ведомого и осуществляемого ливийцами и основанного на искреннем и инклюзивном диалоге между ними. Мы уверены в том, что ливийцы могут независимо принимать решения относительно будущего своей Родины в рамках общенационального диалога, принимая во внимание интересы всех граждан страны без исключения».
Уже второй раз дело по сдерживанию планов Турции пришлось решать Путину. И странно, что президент Турции так смиренно подписал отказ от своих планов. Но ничего странного нет: все начали понимать, что шутить уже нельзя. Второй раз предупреждать никто не будет. Для президента же России это соглашение открыло путь к «дипломатическому триумфу». 13 января стороны внутриливийского конфликта, а также, представители Турции приехали в Москву для утверждения соглашения. Представители правительства национального согласия подписали документ, однако Командующий Ливийской национальной армией Халифа Хафтар покинул Москву, не подписав текст соглашения. Президент Турции заявил, что он сделал свое дело и сейчас дело за Москвой.
При этом, он пригрозил, что «если атаки Хафтара против правительства Ливии продолжатся, мы не станем воздерживаться от того, чтобы преподать ему урок». Россия же, уведомила о желании провести в Москве второй раунд переговоров о перемирии между враждующими сторонами.
Однако, уже в воскресенье процесс продолжится в Берлине, где на международную конференцию по Ливии соберутся не только ливийцы, но и представители всех завязанных на ливийский кризис сторон. А это, по сути, почти все ключевые государства мира – от России до США, от Франции до Саудовской Аравии, от Италии до Египта. Те, кто не подключен прямо, как Китай или Индия, тоже внимательно следят за процессом. Ведь Ливия стала клубком противоречий, в котором переплелось все – и интересы мировых держав, и противоречия внутренних игроков и сил. Турция, видимо, не совсем хорошо осознает, на что замахнулась.
Что касается американо-иранских отношений, никто не имеет желания входить в них. В частности, об этом заявила Россия. Но фактом является то, что, отказавшись от «ядерной сделки», Иран начал серьезно тревожить державы Европы. Были высказаны мнения, что вне этой сделки Иран может овладеть ядерным оружием в ближайшее время. 14 января в Евросоюзе было предложено начать переговоры с Ираном для восстановления этого формата. Но самому Ирану еще предстоит прийти в себя.
Манвел Саркисян, acnis.am