Экс-начальник Генштаба Армении: На фронте где были регулярные войска — отступления не было
На участках передовой, где были регулярные войска, отступления либо не было, либо было немного. Об этом заявил в беседе с журналистами 19 ноября уже бывший руководитель службы военного контроля Минобороны Армении, экс-начальник Генштаба ВС РА Мовсес Акопян.
Экс-начальник Военной контрольной службы МО Армении Мовсес Акопян, который накануне написал заявление об освобождении, сегодня в ходе пресс-конференции рассказал об ошибках в вопросах вооружения армии за последние 2,5 года и о сделке по приобретению истребителей Су-30 СМ.
По его словам, после апрельской войны 2016 года военно-политическое руководство РА составило план развития Вооруженных сил, поскольку было уверено, что будущая война будет отличаться от апрельской.
«Тогда был составлен план по приобретению вооружений. Я был назначен заместителем министра обороны, все договора по приобретению вооружений заключал я. В 2017 году были приобретены системы «Смерч», «Тор», «Игла», «Верба», это те виды оружия, которые в последней войне использовались. Было приобретено большое количество гранатометов, была поставлена задача по приобретению большого количества артиллерийских ракет», — сказал он.
Мовсес Акопян отметил, что по плану развития Вооруженных сил на 2018-2022 годы была поставлена задача по приобретению двух дивизионов систем «Тор». При этом одна система была приобретена в 2018 году, 10% предоплаты на ее приобретение уже было перечислено. Финансирование на реализацию плана было изначально запланировано. Деньги были, это не было абстрактным планом. Также планировалось приобрести еще одну систему «Смерч» со своим боевым составом, должна была быть усовершенствована система «Искандер», должны были быть приобретены «Коррнерты» и большое количество боеприпасов»,- отметил он.
Однако, заявил он, план вооружения армии на 2018 год был изменен нынешними властями, вместо запланированного оружия были приобретены истребители Су-30 СМ, «Зу-23», а затем и системы ПВО ОСА-АКМ. «Теперь вопрос – какие из этих вооружений были использованы в последней войне. Ответ – никакие»,- заверил он, подчеркнув, что так случилось потому, что военное руководство страны не знало, что такое война.
«Когда я узнал, что договоры по приобретению истребителей Су-30 СМ заключены, я сказал премьер-министру, что это преступление, и вы ответите за это», — заверил он.
По словам Акопяна, истребители Су-30 СМ или ПВО ОСА-АКМ всегда предлагались Армении.
«Когда я был начальником Генерального штаба или руководителем Департамента и посещал какую-то страну, оружейные дилеры ждали меня в приемных гостиниц. Потом я узнал, кто дает им координаты моего передвижения. Мне предлагали сделки по приобретению Су-30 еще с 2016 года, но я отклонял их и обосновывал свою позицию президенту страны, подчеркивая, что мы в этих истребителях не нуждаемся. И не может нынешнее руководство опровергнуть тот факт, что оно приобрело Су-30, не прочитав решение правительства РФ о том, что вместе с истребителями боеприпасы не будут продаваться. Согласно постановлению правительства РФ, продажа вооружений, способных поражать на расстоянии 130 км, третьим странам запрещена. Поэтому Су-30 переданы нашей стране без боеприпасов»,- детализировал он.
По его словам, на приобретение Су-30 были израсходованы средства по закупу систем ПВО «ТОР». А на следующий год, в силу нехватки средств, оборонное руководство страны решило вместо дорогостоящих систем «ТОР» закупить более дешевые аналоги ОСА-АКМ. Это было мотивировано тем, что подписание договоров по закупу средств «ТОР» является долгим процессом, меж тем системы ОСА-АКМ можно приобрести по более упрощенной процедуре. «Я настаивал, что это неверное решение, поскольку в новой войне будут использоваться новейшие средства. Я об этом говорил, зная, что сегодня не производятся запчасти систем ОСА-АКМ. Несмотря на это, решение было принято лишь для того, чтобы заявить, что небо закрыто», — сказал он.
В заключение Акопян добавил, что во время арцахской войны БПЛА в основном были поражены средствами «Игла-С», стрелковым оружием и системами ПВО «Тор».