Внешняя политика Армении будет строиться на трех принципах: Интервью пресс-секретаря МИД
Интервью пресс-секретаря Министерства иностранных дел Армении Анны Нагдалян агентству NEWS.am
— На днях поводом для обсуждения стали статистические данные голосования Армении в ООН, и Вы уже высказали точку зрения армянской стороны по этому вопросу. На Ваш взгляд, чем чреват подобный статистический подход и в какой мере он отражает истинные внешнеполитические векторы?
— Мы неоднократно отмечали, что центром внешней политики Армении являются интересы Армении и армянства, и потому не удивительно, что ответом на этот вопрос будет: Армения в международных организациях голосует исходя из собственных национальных интересов, учитывая содержание документов, предысторию, процесс обсуждения, а не исходя из желания понравиться кому-то.
Не хотелось бы комментировать публикацию в СМИ, цель которой была совсем иной. И сам материал создавался в контексте заявленного нового подхода пересмотра содействия, оказываемого администрацией США зарубежным государствам. Непонятен подход, какой метод статистического анализа применялся при подготовке материала «Голоса Америки», учитывались ли все количественные и качественные данные – сколько стран голосовали? когда и по какому вопросу? учитывались ли только данные голосования «да» и «нет»? учитывались ли данные голосования «воздержавшиеся» и отсутствия и так далее. А те, кто муссировал публикацию, не стали учитывать ни логику публикации, ни тем более содержание резолюций, вынесенных на голосование в ООН, исходят ли они из интересов Армении и коллективных интересов армянского народа. Резолюции ООН разносторонни и разнохарактерны, и, как я уже отметила, Армения их рассматривает исходя из национальных интересов. Внешнеполитические приоритеты Армении отражены в программе правительства и голосование Армении в ООН базируется на этих приоритетах.
— Можно ли сказать, что Армения продолжает политику комплементаризма, и в какой степени это удается, учитывая процессы в мире?
— Вы задаете очень хороший вопрос. Забегая вперед, сделаю одно заявление – в конце августа в Ереване состоится традиционный сбор руководителей дипломатических миссий Армении, который в этом году пройдет в новом формате. Он предусматривает участие представителей государственных органов Армении, депутатов Национального Собрания, центрального аппарата МИД, руководителей дипломатических служб. В течение нескольких дней планируется активное, закрытое обсуждение региональных и международных развитий, приоритеты Армении во внешней политике, исходящие из их логики шаги. Будут закреплены основные принципы внешней политики. Их три: Важнейшим принципом внешней политики будет выделена суверенность, через призму которой будут рассматриваться все шаги на благо государственных интересов. Это то, что правительство, и в частности глава МИД, неоднократно указывал в качестве политики, центральное место в которой отведено интересам Армении.
Второй принцип: интересы всего армянства. Это отражено в наилучшем использовании коллективного потенциала на благо коллективных интересов, защиту национальной идентичности, продвижение, укрепление и развитие цивилизационных и демократических ценностей.
Взаимодействие будет определено третьим основополагающим принципом. Он включает в себя равное и взаимовыгодное сотрудничество с международным сообществом, на благо мира, безопасности развития. Таким образом, суверенность, центральные интересы армянства и взаимодействие формируют логический круг нашей деятельности во внешнеполитической сфере, таковы основные принципы нашей внешней политики.
— Как Вы прокомментируете обращение МИД Азербайджана в ООН и ОБСЕ, а вслед за ним и «азербайджанской общины Карабаха», в связи с заявлением премьер-министра и главы МИД Армении?
— Суверенное право каждого субъекта международного сообщества обращаться в международные и региональные структуры. Однако было бы предпочтительнее, если бы Азербайджан, пусть и опосредованно, проводил цивилизованный диалог с Арменией и Арцахом.
— Поводом для активного обсуждения и высказывания различных точек зрения остается вопрос финансовой помощи США Нагорному Карабаху. Что Вы можете сказать по этому поводу?
— Это процесс, ежегодно протекающий в администрации США, Палате представителей и Сенате в контексте переговоров о внешних дотациях из бюджета США. Каждый год по итогам этих переговоров, как правило, обеспечивается и помощь Арцаху. Естественно, наше стремление обеспечить инициирование и реализацию различных гуманитарных программ в Арцахе. Поэтому указанный вопрос в повестке двусторонних переговоров с американскими коллегами.
— На данный момент сколько стран ратифицировали соглашение Армении и ЕС, и есть ли ожидаемые сроки завершения процесса?
— В настоящее время о завершении необходимых для ратификации Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Арменией и ЕС процедуры секретариаты СЕ и Совета ЕС проинформировали 16 государств: Армения, Эстония, Латвия, Литва, Болгария, Польша, Люксембург, Дания, Мальта, Румыния, Объединенное королевство, Финляндия, Венгрия, Словакия, Чехия и Кипр.
Однако было бы неверно говорить, что это полная картина процесса. Например, Швеция завершила необходимые для ратификации Соглашения внутригосударственные процессы, но пока не проинформировала об этом секретариат СЕ и Совета ЕС. Мы считаем процесс полностью завершенным, когда итог публикуется на официальном сайте секретариата ЕС.
Есть страны, в которых процесс ратификации, можно сказать, достиг последнего этапа. Например, Соглашение ратифицировано Бундестагом Германии и представлено на подпись президенту страны, после чего Германия сообщит об этом в Совет ЕС.
Процесс ратификации Соглашения прошел некоторые внутригосударственные этапы почти во всех странах ЕС, и мы ожидаем, что процесс с той же активностью продолжится в ближайшие месяцы.
В то же время, считаю необходимым отметить, что мы в полной мере используем возможности, предоставленные временным применением Соглашения. Как известно, временно применяемые статьи составляют примерно 80% Соглашения, остальные 20% это в основном статьи, находящиеся в юрисдикции стран-членов ЕС, войдут в силу после ратификации Соглашения всеми странами-членами организации. Потому уже вошедший в силу блок подлежит 100% применению, в соответствие с Дорожной картой, разработанной Арменией и ЕС.
Источник: News.am