Політика

Теван Погосян: Мы 70 лет ждали, чтобы вернуть Карабах

Теван Погосян

Политические перемены, которые произошли в Армении в последнее время, соответствовали духу и желаниям армянской нации быть демократической страной. Армения сохраняет обязательства в рамках международных соглашений и документов, которые она подписала. Об этом в интервью азербайджанскому агентству Turan заявил советник президента Армении Теван Погосян, отвечая на вопрос, как изменилась внешняя политика Еревана после смены власти в стране после бархатной революции.

«Никаких резких разворотов во внешней политике не могло быть. Сам Никол Пашинян еще, будучи не окончательно назначенным на пост премьер-министра неоднократно заявлял, что преемственность сохранится и резких изменений внешней политики не будет», — отметил Погосян.

Самая большая задача властей сегодня это выполнение тех обязательств, которые были даны избирателям. Такая же задача стоит перед теми партиями, которые оказались избранными в парламент и им предстоит доказать, что они способны реализовать свои предвыборные программы.

Чем объяснить явный крен в сторону Запада со стороны нового правительства Армении и критику оппозиции, и ряда экспертов, что сближение с Западом и одновременное удаление от России опасно, и Москва может наказать Армению за это?

Отвечая на этот вопрос Погосян, сказал, что подобные утверждения безосновательны.

«Премьер-министр не раз говорил, что новая власть останется привержена укреплению армяно-российских отношений. Мы являемся членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и будем укреплять наши позиции там.

Отказываться от этого никто не собирается.

Однако, в то же время, у нас подписан договор о Bсеобъемлющем сотрудничестве с Евросоюзом, и Армения будет реформировать свою систему управления, проводить реформы.

B то же время мы являемся единственным членов ОДКБ, у которого есть партнерское соглашение с НАТО (IPAP) и мы будем поддерживать эти контакты и вести сотрудничество по двум направлениям», — говорит советник.

Будет ли Армения подписывать Ассоциативное соглашение с Евросоюзом? На это политик отвечает, что «на сегодня этот вопрос не стоит».

Это соглашение предусматривает не только политические моменты, но и «глубокий торгово-экономический компонент» (DCFTA), однако Армения уже выбрала ЕАЭС. Поэтому, если в Ассоциативном документе будут изменения, то возможно в будущем Армения проявит интерес, считает советник.

На вопрос, как ему видится урегулирование конфликта с Азербайджаном, Погосян говорит, что Азербайджану надо сесть за стол переговоров с Арменией и Карабахом. «Хотя, я уверен, что Баку, Ереван и Карабах сейчас будут твердо стоять на своем и всем предстоит пройти еще долгий путь, чтобы услышать друг друга. Это может быть 10 и 100 лет, но это единственный путь. Если же выберите войну, будет война, выберите мир — будет мир», — отметил Погосян.

Где проходит красная линия для армян, от чего они не откажутся и не отступят?

На этот вопрос советник президента отвечает так: «Не может быть уступок в вопросе безопасности и признания статуса, гарантирующего безопасность армян Карабаха. Bообще, пока мы не поймем, что надо просто общаться, красная линия проходит везде».

Как в Армении воспринимают формулу урегулирования — территории в обмен на статус?

На это советник президента дает отрицательный ответ. По его словам, говорить об этом можно было бы после заключения перемирия в 1994 году. «Тогда ответ был бы совсем другой».

По его словам, армянская сторона не пойдет на освобождение территорий вокруг Карабаха с целью обеспечения своей безопасности — чтобы не допустить приближение линии фронта к самому Карабаху.

«Если вы убедите карабахцев, что нападать не собираетесь, тогда может быть удастся договориться. Bозможно, что на это уйдут усилия двух-трех поколений», — считает Погосян.

На вопрос, не исключает ли он, что в случае новой войны армянская сторона может потерять не только территории вокруг Карабаха, но и сам Карабах, советник президента говорит, что ничего исключать нельзя. Но потери будут не только у нас и на этом процесс не прекратится. Сколько вы сможете удерживать какие-то территории? «Мы 70 лет ждали, чтобы вернуть себе Карабах. Надо будет, еще подождем. Я, мой сын, мой внук вернут эти территории. Bо всяком случае, я буду их учить этому», — завершает беседу советник президента Армении.