Політика

СМИ: Армения и Карабах изменили русско-турецкое статус-кво в регионе

Карс

16 марта 1921 года был подписан российско-турецкий договор, который был написан на армянской крови и земле. Он предвосхитил судьбу армян, точнее, армянскую субъектность и был нацелен на пресечение создания армянской государственности.

Прошло 98 лет, и Турция и Россия по сей день уважают и придерживаются этого договора, отмечая его юбилеи, и уже готовятся к 100-летию.

Как Турция и Россия отметят эту годовщину? Русско-турецкими договорами в регионе сложился статус-кво за счет жизней армян, будущего армянской государственности, интереса Армении и ее безопасности.

Этого статус-кво сейчас нет. Арцахское движение и война позволили Армении и Арцаху изменить ситуацию, определенную русско-турецкими договорами. Пока не все последствия договора устранены, но принципиально его нет, и сломали его армяне.

Но пока не сломлен русско-турецкий союз, который продолжает строиться на армянском интересе и безопасности. С другой стороны, Россия и Турция сейчас не являются классическими союзниками. Ситуация для обеих сложная. Русско-турецкие договора уже давно работают против России. В этом смысле своей победой в Арцахе армяне на деле спасли Россию.

Но Россия восприняла это как обязанность армян, а не поддержку и великодушие, которое нужно воздать благодарностью. В России продолжают думать, что должны им армяне, причем, до самой смерти. Вот почему Россия попыталась использовать победы армян в торге с Турцией.

Может ли что-то измениться в этом раскладе? После Апрельской войны кое-что изменилось, в смысле тактики, но дело в стратегии, в представлениях. Продолжают ли русские считать, что армяне по гроб им должны?

С другой стороны, к 100-летию российско-турецких договоров сама Россия оказалась на перепутье. Россия не знает, кому сдаться – Турции, Китаю, Западу. Причем, Турция и Китай не ждут решения, они каждый по-своему захватывают Россию.

Москва между тем вступила в борьбу с Западом – единственным субъектом, который предлагает России роль, причем, роль не одалиски султана, а регионального актора. Это, конечно, ниже российских амбиций, но может позволить сохранить государственность российской.

Но для этого России нужно изменить отношение и подходы к Армении, потому что точкой соприкосновения избраны Кавказ и Армения, и Москва должна понять, что это она должна Армении. При великодержавных комплексах это сложно осознать, тем более, что мешает и комплекс неполноценности, которым страдает часть армянства.

Но спасением для армян и русских может стать сброс этих комплексов, в соответствии с которыми армяне по гроб должны России. После Бархатной революции Армения следует по этому пути, медленно, трудно, но сбрасывая историко-психологические комплексы и стереотипы. Россия либо воспользуется этим и тоже пойдет по этому пути, либо изберет путь, который указывает Затулин. Тогда Армения уже ничем не сможет помочь, тем более, не станет спасать за свой счет.

Обозреватель Акоп Бадалян
Источник: lragir.am