FreeStyle

Натуральные краски из минералов: продукцию из Армении оценили в Европе

Армянские специалисты восстановили старинный способ производства красок из обычных горных минералов.

Камни окружали армян повсюду. Поэтому в Армении камень использовали не только при строительстве. Каменный храм могли расписать каменными же красками.

“В нынешней Армении, на очень небольшом пространстве, можно найти десятки минералов. А каждый из них дает по нескольку оттенков цвета. Наши предки знали, как много цветов можно получить из камня. Мы решили восстановить этот способ”, — говорит Агаси Агаджанян, руководитель компании “Агулис Пигментс”.

В 80-е годы он работал в Центре по охране и защите памятников Армянской ССР. Незадолго до событий 1988 года он и его товарищи побывали в Нахичевани.

“Корни у меня не оттуда, но у меня осталось в памяти село Агулис, где мы побывали. Посмотрели, поснимали и вернулись. А об этом названии я потом многие годы думал”, — говорит Агаджанян.

Он начал воссоздавать искусство средневековых мастеров, изготавливая краски из минералов. Попросту говоря, из обычных, недрагоценных камней.

В работе он использует более 40 минералов со всех уголков Армении. И в каждом каменном карьере (мимо которых мы проезжаем, не замечая их) он ищет что-то новое.

Например, на холодном Ширакском плато встречается минерал лимонит, с оттенками от бледно-желтого до оранжевого. Есть интересные находки в Суренаване (у границы с Нахичеванью) и в Ехегнадзоре. Их мастер хочет осмотреть в ближайшее время.

Как герои Павла Бажова, Агаджанян ходит в поисках “каменных цветов” и находит их.

“Экспедиции? Конечно, хожу. Как же иначе я узнаю, где какие камни есть?” — отмечает он.

В каменных карьерах его обычно интересуют не крупные блоки. Пусть их берут строители. А ему нужна как раз никому не нужная каменная пыль и крошка. Ведь они уже размолоты.

Кроме скальных пород, Агаджанян собирает и армянскую глину, о лечебных свойствах которой писали еще во времена Средневековья. Из нее делали грунтовку на миниатюрах и в иконописи (ею же лечили кожные заболевания и даже добавляли в пищу). Ее использовали мастера армянской средневековой миниатюры: Торос Рослин, Саркис Пицак и их товарищи по ремеслу.

Краски на естественной основе в мире начинают чаще предпочитать искусственным (в том числе – в обычных малярных работах).

“Во-первых, в них меньше химии. А во-вторых, они не чувствительны к воздействию света, в отличие от синтетических красок”,- добавил он.

Компания экспортирует продукцию примерно в 10 стран, в том числе – в Россию, Польшу, Францию, Италию, США. Но их используют не только в Париже или Риме, но и на том же Ширакском плато и в Карабахе. К примеру, этими красками отреставрировали храмовые росписи в средневековом монастыре Лмбатаванк (в Шираке), а также в древнем Дадиванке (Карабах). Эту работу проводили при поддержке итальянских специалистов.

По мнению Агаджаняна, конвейер – вещь хорошая, только старый жернов здесь больше к месту.

“Жернов мы тоже сделали сами, им и перемалываем камни. Получается сухой порошок, пигмент. А связующий компонент может быть каким угодно. Синтетическим тоже. Но лучше, конечно, натуральный. Например, льняное масло, как делали у нас в старину”, — поясняет он.

Какими будут новые цвета в его палитре, мы пока не знаем. Но ищет он их, где только может. Расспрашивает у геологов, изучает архивы экспедиций Института геологии Армении. А иногда действует и по старинке: идет в горы и расспрашивает бывалых пастухов, не попадались ли им камни ярких цветов.

Источник: Sputnik

AnalitikaUA.net