Політика

Эксперт: Азербайджан — как важный фронт антииранского заговора

Армен Петросян

На днях президент ИРИ Хасан Рухани в ходе встречи с политической и религиозной верхушкой Ирака, коснувшись достигнутых двумя странами успехов в борьбе с терроризмом, отметил: “Конечно, вопрос терроризма пока не закрыт, и, возможно, террористы попытаются другими средствами создать проблемы для народов региона, поскольку американцы имеют для региона другую мечту и сейчас занимаются переводом террористов в Афганистан, Центральную Азию и Кавказ”.

Заявление президента Ирана, безусловно, в условиях политической, экономической изоляции, политического курса США, вновь активизировавшегося уже около года против Тегерана, и их региональных союзников, имеет достаточно широкий смысл. Кстати, именно в эти дни госсекретарь США Майк Помпео совершает уже второй региональный визит на Ближний Восток, основной целью которого является консолидация антииранского лагеря. Следует напомнить, что за прошедшие 8 лет активная вовлеченность Ирана в различных форматах в сирийские, иракские и йеменские проблемы преследовала как минимум простой логический расчет. Тегеран стремился таким образом устранить угрозу, приближающуюся к его границам, согласно реалиям, сложившимся в рамках указанных конфликтов, аргументируя подобный стиль действий четкими религиозно-идеологическими обоснованиями. В конце концов, именно тактика »действовать чужими руками», инициированная некоторыми внешними игроками в рамках сирийского конфликта, которая предполагала вербовку, тренировку наемников со всего мира, а затем их внедрение в борьбу с режимом Башара Асада в Сирии, также осуществлялась под радикальной исламской идеологией, имея в глубине своей также прицелом на Иран. В конфликтных ситуациях в Сирии и также в Ираке, провалив заговорщические программы, Тегерану фактически удалось не только противостоять существующим угрозам, но и диаметрально противоположно — еще более укрепить свои позиции в указанных странах. В отличие от указанных, военная ситуация продолжает оставаться относительно активной в Йемене, но опять же с явным преимуществом спонсируемых Ираном сил.

Следовательно, однозначно, что заявление Рухани в прямом смысле означает, что в Иране прекрасно осознают, что за последние несколько лет вышеуказанные угрозы против Ирана с запада и юга не исчезают, а переходят на северную и восточную границы, и Тегеран сохраняет бдительность.

В контексте вышесказанного, учитывая, что в связи с активизацией прогнозируемых угроз в восточном направлении из Пакистана и, в частности, из Афганистана, и также учитывая нестабильную ситуацию, сложившуюся в этих странах около 1,5 десятилетий, Иран в инфраструктурном плане тоже готов. В Иране также прогнозируется, что относительно большая угроза возможна с Кавказа, в частности, со стороны Азербайджана. Эти опасения иранской стороны серьезно обоснованы, учитывая, как минимум, несколько реалий, изложенных в условной последовательности:

На протяжении многих лет в результате активного военно-технического сотрудничества с Азербайджаном в приграничных с Ираном районах этой страны, которые в американо-израильских антииранских программах постоянно рассматривались в качестве важного плацдарма, была сформирована довольно эффективно действующая сеть израильских спецслужб, самой последней масштабной операцией которой около года назад был вывоз через Азербайджан нескольких тонн документального архива по ядерной программе Ирана.

Турецко-азербайджанская тактика “действий чужими руками” на примере того же сирийского конфликта, а в данном случае посредством внедрения тюркских и исламских радикальных группировок, в практическом плане испытана на активных военных этапах Арцахской проблемы. Последний пример этого -активизация военной ситуации в апреле 2016 года. При этом после Турции действенную инфраструктуру в этом направлении создал и другой региональный противник Ирана — Саудовская Аравия. доказательством было вербовка и внедрение тысяч азербайджанцев в ближневосточные конфликты.

Во властных, но гораздо более очевидным образом, в общественно-политических кругах Азербайджана исторически доминирующее место занимает иранофобия, соперничая своим влиянием только с антиармянскими настроениями. Это обстоятельство в глубинном плане всегда беспокоило Иран, вселяя неуверенность по отношению ко всем режимам Баку за всю историю независимого Азербайджана.
В условиях вышесказанного и особенно, все более сжимающегося кольца против Ирана, постепенно становится более предсказуемым ирано-азербайджанское напряжение одновременно по нескольким направлениям, пограничные инциденты в текущем месяце являются ярким примером этого.

Армен Петросян

Источник: Armenpress

AnalitikaUA.net