Соціум

Был не только мастером пера, или Что нам известно о «передовом» хобби Ованнеса Туманяна

В доме-музее великого писателя Ованнеса Туманяна открылась выставка «Туманян-фотограф». Оказывается, Туманян был не только великим мастером слова, но и практически профессиональным фотографом. Как ни странно, мало кто слышал об этом увлечении поэта, пишет Жанна Погосян на страницах Sputnik Армения.

Путь к дому-музею великого писателя Ованеса Туманяна от площади Республики лежит через одну из самых колоритных улиц Еревана — Абовяна.

Улица начинается с небольшого рыжего кирпичного здания, на котором красуются две таблички: «Здесь жил герой апрельской войны 2016 года Адам Саакян» и «В 1921 году в этом доме останавливался Ованнес Туманян».

Интересное совпадение — и улица, и ее знаменитый гость празднуют в этом году 150-летие. Построена она была в 1869 году и называлась тогда Астафьевской — в честь губернатора Еревана Михаила Астафьева. А будущий поэт и общественный деятель Туманян родился в том же году в деревне Дсех Лорийской области.

Дальше путь к музею пролегает через Северный Проспект, где возможно захочется купить чего-то вкусненького. Придется раскошелиться и заплатить 5000-тысячной банкнотой, на которой изображен все тот же Туманян. Дальше мы пройдемся по улице имени самого поэта, которая ведет к огромному зданию дома-музея.

На каменных лестницах музея почти невозможно не встретить детишек, сосредоточенно считающих ступеньки. Ступенек 54 — именно столько лет прожил Ованнес Туманян.

Об этом школьникам после экскурсии обязательно рассказывают абсолютно все гиды. Ну а где это видано, чтобы дети доверяли взрослым на словах? Вот и считают ступеньку за ступенькой…

Кажется, с таким воистину всенародным признанием поэту уже нечем нас удивить: ведь чем популярнее деятель, тем больше он на виду. Однако со дня смерти Туманяна прошел почти век, но широкая публика впервые узнает, что любимый писатель был едва ли не профессиональным фотографом.

«Увлеченность фотографией у Туманяна совпала с деятельностью литературной группы «Вернатун», то есть приходится на начало XX века. Сам он никогда не писал о своем хобби. Если бы не воспоминания жены и дочери Нвард, мы, возможно, так и не узнали бы, что эти фотографии — его рук дело, а не специализированной фотостудии», — рассказывает директор дома-музея Туманяна Ани Егиазарян.

Экспозиция музея содержит несколько десятков фотографий, сделанных Туманяном. В основном он фотографировал жену Ольгу и детей.

В своих мемуарах Ольга Туманян вспоминает, что муж настолько увлекся фотографированием, что приобрел сразу три фотоаппарата. Следует знать, что в начале XX века даже один такой аппарат считался большой роскошью.

Но поэт любил ходить в ногу со временем. Например, он был в первой двадцатке жителей Тифлиса, обзаведшихся телефоном. Хотя Туманян быстро от него устал и избавился – несносный аппарат все время трезвонил.

Туманян был востребован и при жизни.

«Нет доказательств, но есть основание предполагать, что «мастер-классы» фотографии Туманяну давал его друг, писатель Перч Прошян, у которого было несколько фотостудий, и наверняка именно он «заразил» своего друга этим хобби», — говорит директор дома-музея Туманяна.

Туманян был эстетом, и даже называл хороший вкус «ароматом жизни». Самовыражение поэта упиралось не только в слова и изображения, он также сам сшивал свои тетради и обложки для фотоальбомов.

В доме-музее поэта представлены и его фотографии, и фотоальбомы, однако фотоаппараты поэта не сохранились.

Дочь Нвард Туманян после смерти отца написала, что семья не знает, где они находятся. Хотя благотворительная натура Туманяна подсказывает: он мог их обменять на еду для сирот, которым помогал в 1915 году.

Все-таки сначала он был гражданином и лишь потом — поэтом.

Источник: Sputnik
Подписывайтесь на наши соцсети: YouTube | Facebook | YouTube

AnalitikaUA.net