Американское видение и будущее Армении — взгляд политолога
Навстречу визиту премьер-министра Армении Никола Пашиняна в США высокопоставленный представитель Госдепартамента, заместитель вице-госсекретаря по вопросам Европы и Евразии Джордж Кент посредством Армянской службы Голоса Америки выступил с заявлением: «Мы желаем видеть Армению как успешную страну – процветающую, демократическую и безопасную».
По сути, это видение США касательно будущего Армении, и чиновник Госдепартамента далее детализирует, что после Бархатной революции Соединенные Штаты продолжают помогать Армении в развитии средств альтернативной и чистой электроэнергии, осуществлении имеющих для страны важнейшее значение демократических реформ. По словам Джорджа Кента, мирная смена власти весной 2018г открыла новые двери для развития Армении, и США весьма заинтересованы в том, чтобы помочь Армении в этом деле. Пишет политолог Рубен Меграбян на страницах газеты «АРАВОТ»
«Спустя год после Бархатной революции Армения имеет серьезную возможность, чтобы стать успешной страной, мы желаем видеть Армению как состоявшуюся и успешную страну, это исходит из наших же интересов», — отметил заместитель вице-главы Госдепартамента США Джордж Кент.
Конечно, чрезвычайно важна констатация того, что желание видеть Армению как состоявшуюся и успешную страну исходит также и из интересов США, тем самым, нет смысла указывать пальцем, что интересы Армении и США в плане данной цели совпадают.
Однако, на практике, то, что мы сегодня имеем в содержательном плане в отношениях Армения-США, образно говоря, не составляет даже одного процента всего потенциала. И упорно остается впечатление, что Армения остается со стороны США непонятой, но не потому, что понять настолько сложно, а потому, что из Армении должным образом не представляется – что же ожидает Ереван?
Режим стратегического диалога, установившийся между Америкой Трампа и Арменией Пашиняна, предполагает, что, хотя и в закрытом режиме, но открытым текстом, без сентиментальных ссылок на прошлое, мы имеем возможность говорить о наших ожиданиях, возможностях материализации наших ожиданий, об усилиях, требуемых для этого. За исключением единичных голосов, в общественной повестке касательно наших отношений с США как будто вопросов нет. Тогда как, во внешней политике страны это не то направление, которое можно, хоть и временно, оставлять на самотек.
Министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян в своем вступительном слове на ежегодном форуме с участием послов Армении и сотрудников центрального аппарата МИД, отметив важность роли США в регионе и армяно-американских отношений, заявил следующее:
«С первых лет нашей независимости Соединенные Штаты играли важнейшую роль в сформировавшейся вокруг Армении системе безопасности, будучи особо вовлеченными в поддержание регионального мира. Мы также высоко ценим экономическую и финансовую поддержку Соединенных Штатов, которая существенным образом способствовала стабилизации социально-экономической ситуации нашей страны в первые годы независимости. Мы уверены, что платформа для стратегического диалога с Соединенными Штатами открывает новые возможности для расширения и углубления нашей повестки сотрудничества».
Стало быть, в совокупности мы имеем то, что высоко ценим наши отношения, их прошлое, их развитие, отмечаем важность их развития, вытекающие из этого намерения, однако, по практической части, мы говорим, по сути, либо о прошлом, либо о будущем, но очень мало о настоящем и о пути, ведущем в будущее, о препятствиях на этом пути.
Конечно, двусторонние отношения предполагают «двустороннее движение», и, как говорят, «танго танцуют вдвоем». С другой стороны, США – это страна, отношения с которой в любой сфере не могут не содержать в существенной мере геополитическую и стратегическую составляющую, независимо от нашего желания или того, признаемся мы в этом или нет. И, по всей видимости, именно обоюдное осознание дисфункциональности отношений и толкнуло стороны создать после Бархатной революции площадку, где будет возможность говорить о проблемах, поскольку в стратегическом отношении наши интересы по основным направлениям, в наших видениях практически совпадают, и уже после этой констатации уже требуется и потребуется содержание и материализация. И на этом пути, как представляется, лучшим «суфлером» являются география, совместная оценка вызовов безопасности, формирование и формулирование общих представлений о преодолении этих вызовов.
Естественно, обо всем этом возможно говорить во многом в контексте устойчивой архитектуры региональной безопасности, контуры которой пока что остаются неясными.
Речь о том, что ворота армяно-американских стратегических отношений открываются из Грузии, и пока Грузия остается в стратегическом отношении «в воздухе», а внутренняя ситуация не проявляет каких-либо знаков стабилизации и качественного прогресса, что чрезвычайно удручающе, эти ворота остаются и будут продолжать оставаться закрытыми. Но и это не все, вопрос не только их закрытость. Их закрытость, в свою очередь, открывает «форточки» возможной дестабилизации, роста уязвимости со стороны России, становясь угрозой не только региональной, но и Черноморской и Европейской безопасности. И «ключ» устойчивой и позитивной развязки – последующие драматичные шаги США, направленные на обеспечение полноценного членства Грузии в НАТО, что фундаментально изменит «тектоническую» карту региона и откроет путь к реальному развитию региона.
В перспективе развязки отношений Россия-Запад и проблемы власти Путина продвижение философии политического или экономического «моста» со стороны Армении, причем убеждая в этом самих себя, без осознания необходимости ее переосмысления в точный момент, может быть воспринято как сугубо бессодержательная риторика и стратегическое безволие, а Армения потеряет свою возможность, погрузившись в болото российских «дружественных разводок». И в этом плане также необходимо помнить ту вечную истину, что под луной ничего не вечно. И уже сегодня мы можем констатировать, во всяком случае, следующее: в лице США мы имеем союзника институциональных демократических реформ, развития, процветания и безопасности Армении, а остальное – практическая политика, которая, как известно, является искусством возможного.
Источник: Аравот
Подписывайтесь на наши соцсети: YouTube | Facebook | YouTube