Політика

Глава МИД Арцаха: Необходимо вернуться к трехстороннему формату переговоров

Масис Маилян

Считаем, что необходимо вернуться к трехстороннему формату переговоров. Об этом в интервью главному редактору ИА «ДЕ-ФАКТО» Карену Захаряну заявил министр иностранных дел Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики, НКР) Масис Маилян.

– Масис Самвелович, прежде всего, позвольте поздравить вас и весь коллектив министерства с юбилейной датой – двадцатипятилетней биографией МИД Республики Арцах.

– Спасибо.

– Господин министр, по каким внешнеполитическим направлениям работает Министерство иностранных дел Республики Арцах?

– Внешняя политика Республики Арцах определяется президентом республики и осуществляется на основе международного права в целях установления добрососедских, взаимовыгодных отношений со всеми государствами. Приоритетные направления внешней политики Республики Арцах отражены в программе президента Бако Саакяна на 2017-2020 годы.

Главнейшими задачами, стоящими перед МИД Арцаха, являются продолжение активных усилий, направленных на расширение географии международного признания Арцаха, его интеграция в международные процессы и обеспечение прогресса в процессе мирного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта.

За период деятельности нового правительства получили продолжение позитивные тенденции процесса международного признания Арцаха и расширения децентрализованного сотрудничества. В конце сентября 2017 года резолюцию о признании независимости Арцаха принял Сенат американского штата Мичиган, который стал 8-м американским штатом, принявшим резолюцию в поддержку реализованного народом Арцаха права на самоопределение.

Были подписаны декларации о дружбе между арцахскими городами Бердзор и Мартуни и французскими городами Альфорвиль и Бур-де-Пеаж, а также арцахскими городами Ковсакан и Мартакерт и ливанскими городами Анджар и Бурдж Хамуд.

Продолжается последовательная работа по расширению межпарламентских связей. В 2017 году в Бельгии были созданы Группа дружбы и Круг дружбы с Арцахом. В частности, в Валлонском парламенте Брюсселя группой франкоязычных парламентариев Бельгии, представителей научных и общественных кругов был создан Круг дружбы с Арцахом, а во Фламандском парламенте Бельгии — Группа дружбы с Арцахом.

Аналогичные круги и группы дружбы с Арцахом действуют во Франции, Литве и Европейском парламенте.

Вторым по очереди, но не по значимости, приоритетом МИД является продолжение последовательной деятельности по признанию факта реализованного народом Арцаха права на самоопределение в качестве основы мирного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта. На данном этапе первостепенной задачей в процессе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта является обеспечение необратимости мирного процесса и укрепление режима прекращения огня.

В программе президента наряду с этими главными направлениями внешней политики Арцаха перед МИД поставлены и другие задачи, требующие неменьших усилий для их осуществления. Одним из них является активизация деятельности по созданию внешних благоприятных условий для экономического развития республики и привлечению инвестиций, что требует комплексного подхода и взаимодействия МИД с другими профильными министерствами и ведомствами для успешной реализации этой задачи.

В центре нашего внимания остается также развитие связей с армянской диаспорой. При этом нашему взаимодействию придан новый импульс, который заключается в активном участии Арцаха в сохранении национальной идентичности армянских общин в разных странах.

Эффективное выполнение вышеуказанных задач зависит в том числе и от успешной информационной политики. Безусловно, одну из ключевых ролей в донесении до международного сообщества объективной информации об арцахских реалиях играет внешнеполитическое ведомство Арцаха. Поэтому продолжается активная деятельность в данном направлении как с уже имеющимися ресурсами, так и с привлечением новых.

Работа ведется как на дипломатическом поле, в частности в рамках международных организаций – ООН, ОБСЕ и Совета Европы, где распространяются заявления и ноты МИД Арцаха и других ведомств, так и посредством СМИ и социальных сетей. Нам помогают сеть друзей Арцаха и установленные двусторонние связи. Одной из успешных инициатив в данном направлении является фестиваль «Дни Арцаха во Франции», проходящий в 10 французских городах, подписавших декларации об установлении партнерских отношений с городами Арцаха.

Последние тенденции свидетельствуют о том, что позиция Арцаха все с большим пониманием воспринимается со стороны международного сообщества. В качестве ярких примеров растущей поддержки Арцаха можно привести проект резолюции, инициированной американским конгрессменом Фрэнком Паллоне, призыв сопредседателя Круга дружбы Франция — Арцах Франсуа Рошблуана к руководству Франции, инициативы депутатов Европарламента — председателя Группы дружбы с Арцахом в Европарламенте Франка Энгеля и члена комиссии по внешним отношениям ЕП Ларса Адактуссона о необходимости налаживания прямых контактов с руководством Арцаха.

— На какой стадии находится переговорный процесс сейчас?

— Апрельская война 2016 года наглядно продемонстрировала, что на данном этапе первоочередной задачей в процессе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта является укрепление режима прекращения огня и обеспечение необратимости мирного процесса. В этой связи наши ожидания в 2018 году главным образом связаны с реализацией предложения по увеличению штата и повышению мониторинговых возможностей офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ.

Следующим шагом, на наш взгляд, должно стать более предметное, нацеленное на результат обсуждение механизма расследования нарушений режима прекращения огня.
Убежден, что стабильность и безопасность на линии соприкосновения вооруженных сил Арцаха и Азербайджана произведут мультипликативный эффект на весь процесс урегулирования. В частности, они позволят избежать человеческих жертв, и таким образом будет устранен один из основных источников напряженных отношений между обществами конфликтующих сторон. Это в свою очередь создаст благоприятную обстановку для реализации мер по восстановлению доверия между сторонами. В совокупности эти шаги обеспечат более конструктивную ситуацию для продвижения переговорного процесса.

В продолжение военной составляющей этой тематики могу отметить, что власти Арцаха фактически в одностороннем порядке уже создали современную систему видеонаблюдения и контроля на границе. Созданная нами система могла бы стать основой для будущего международного механизма контроля над режимом перемирия и расследования приграничных инцидентов. И сегодня она позволяет заинтересованным структурам получать объективную картину с передовой линии. Во время последнего визита в регион международным посредникам из ОБСЕ была предоставлена возможность ознакомиться с работой системы. В целях урегулирования конфликта и поддержания региональной стабильности власти Арцаха продолжают поддерживать контакты с сопредседателями Минской группы ОБСЕ и оказывают содействие работе офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ.

– После известного заявления премьер-министра Армении активизировались обсуждения относительно возвращения Арцаха в переговорный процесс. Насколько это реалистично? Какова позиция Арцаха по этому вопросу?

– Позиция премьер-министра Армении Никола Пашиняна о необходимости возвращения Арцаха за стол переговоров в качестве полноправной стороны полностью совпадает с подходами властей Арцаха. Необходимость восстановления полноценного трехстороннего переговорного формата неоднократно отмечалась президентом Бако Саакяном и другими официальными лицами Арцаха как в публичных заявлениях, так и в ходе переговоров с сопредседателями МГ ОБСЕ на протяжении последних двух десятилетий. Прежние власти Армении также поднимали этот вопрос. Возможность восстановления трехстороннего переговорного формата допускали и международные посредники — сопредседатели Минской группы ОБСЕ.

Несколько лет назад выступая в качестве независимого эксперта, в интервью СМИ я властям Армении и Арцаха предложил четко распределить роли и полномочия двух армянских государств в процессе мирного урегулирования конфликта с Азербайджаном. В итоге Республика Армения могла бы отказаться от обсуждения с Азербайджаном и посредниками тех ключевых вопросов урегулирования, которые по договоренности были бы отнесены в сферу исключительной компетенции властей Республики Арцах. Тогда у посредников и третьей стороны не осталось бы другого выхода, как пригласить официальную делегацию Арцаха за стол переговоров. Сделанные в Степанакерте и в Национальном Собрании Армении заявления нового премьер-министра Армении о готовности вести переговоры с руководством Азербайджана исключительно от имени Республики Армения актуализируют необходимость поиска механизма восстановления полноценного трехстороннего переговорного формата.

– Почему азербайджанская сторона противится восстановлению полноценного переговорного формата и что даст участие Арцаха в переговорах?

– Парламентская делегация Нагорно-Карабахской Республики участвовала в переговорах под эгидой председательства Минской конференции СБСЕ с лета 1992 года.

Руководство Нагорного Карабаха было признано странами МГ СБСЕ в качестве одной из основных сторон конфликта в сентябре 1993 года. В дальнейшем, в рамках СБСЕ-ОБСЕ, ООН и Межпарламентской ассамблеи СНГ принимались различные документы, свидетельствующие о Нагорном Карабахе как стороне конфликта. В частности, в марте 1995 года действующий председатель ОБСЕ в своем Пражском резюме подтвердил «ранее принятые ОБСЕ решения о статусе сторон, т. е. об участии двух вовлеченных в конфликт государств-участников, а также третьей стороны в конфликте (Нагорного Карабаха) во всем процессе переговоров, включая Минскую конференцию». Следует отметить, что до декабря 1994 года параллельно Минскому процессу проводились трехсторонние переговоры при посредничестве МИД и Министерства обороны России. Помимо трехсторонних переговоров в 1993 году состоялся целый ряд двусторонних переговоров между Арцахом и Азербайджаном, включая встречу на высшем уровне в Москве в сентябре 1993 года. По итогам некоторых переговоров между Степанакертом и Баку были подписаны документы.

Кроме итогового документа Будапештского саммита ОБСЕ 1994 и трехстороннего и бессрочного Соглашения о прекращении огня от 12 мая 1994 года можно привести много примеров признания НКР в качестве конфликтующей стороны официальным Баку и международным сообществом. Статус Арцаха в переговорном процессе по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта легитимен и неоспорим.

Трехсторонние переговоры, которые велись до апреля 1997 года, зарекомендовали себя как наиболее оптимальный формат для достижения конкретных результатов в переговорах. Каждая из сторон вела переговоры по вопросам, входящим в сферу своей компетенции, и брала на себя ответственность за их реализацию. Именно в данном формате были достигнуты самые ощутимые результаты переговоров – Соглашение о прекращении огня в 1994 году, а также договоренности об укреплении режима прекращения огня в 1995 году.

Для выхода из сложившейся ситуации и обеспечения прогресса в процессе переговоров считаем необходимым вернуться к трехстороннему формату урегулирования, уже доказавшему свою эффективность. Этот подход важен также с точки зрения разделения ответственности за имплементацию мирного договора. Власти Арцаха готовы де-юре взять на себя свою долю ответственности за поддержание региональной стабильности.

Фактический отказ Азербайджана от проведения полноформатных переговоров с участием официальных представителей Арцаха означает отсутствие у азербайджанских властей воли решить конфликт путем мирных переговоров и то, что эту страну устраивает сложившийся статус-кво, который позволяет им выиграть время для подготовки новой вооруженной агрессии против суверенного Арцаха. Об этом свидетельствует в том числе нежелание азербайджанских властей предпринять практические шаги для реализации договоренностей, достигнутых в Вене (16 мая 2016 года), Санкт-Петербурге (20 июня 2016 года), Женеве (16 октября 2017 года) и Кракове (18 января 2018 года) относительно расширения офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ и внедрения механизмов расследования нарушений режима прекращения огня для создания конструктивной атмосферы в процессе урегулирования. Подобное поведение азербайджанских властей вызывает закономерный вопрос относительно договороспособности официального Баку.

В дни инициированной Азербайджаном Апрельской войны 2016 года мировые силовые центры, руководители авторитетных международных структур и отдельных государств призвали стороны к сдержанности и возвращению в русло исключительно мирного урегулирования конфликта. Очевидно, что эти призывы оказались недостаточны и были открыто проигнорированы властями в Баку. Необходимы новые международные политико-дипломатические меры сдерживания Азербайджана, включая шаги по признанию независимости Арцаха, что обеспечит необратимость мирного процесса и безопасность в регионе.

Источник: Panorama

AnalitikaUA.net