Эксперт: Логика переговорного процесса по урегулированию карабахской проблемы изменилась
Акценты в речи президента Армении Сержа Саргсяна на первом заседании Национального Собрания РА 6-го созыва с точки зрения политологии задают новый темп обсуждениям, касающимся процесса урегулирования карабахского конфликта. Об этом заявил на пресс-конференции политолог Грант Мелик-Шахназарян.
Политолог при этом выделил три главных пункта из послания президента Сержа Саргсяна Национальному Собранию 6-го созыва.
«Когда президент говорил о логике компромиссов, отметил: „ Армения многократно высказывалась за то, чтобы пойти на компромисс на основе разрешения, суть которого признание и реализация права Арцаха на самоопределение”. Понятию “компромисс” дается новая оценка. Если до апрельских событий под „компромиссом” армянская сторона предполагала и территориальные уступки, то сейчас видит исключительно право народа Арцаха на самоопределение. Официальный Ереван давно уже перестал говорить о территориальных уступках, что в определенной степени нервирует азербайджанскую сторону. В комментариях различных представителей МИД Азербайджана четко прослеживается, что позиция армянской стороны в переговорном процессе изменилась», – подчеркнул Г. Мелик-Шахназарян. По его словам, позиция Азербайджана становится все более агрессивной.
По его словам, второй важный пункт в послании Сержа Саргсяна – критика Мадридских принципов.
«Когда Серж Саргсян говорил об одном из параграфов этого документа, отметил, что этот абзац Мадридского документа вызывал серьёзные вопросы и хорошо, что не был претворен в жизнь. Подобная критика Мадридских принципов впервые звучит со стороны официального Еревана, тем более из уст президента, что, конечно же, вновь позволяет предположить, что в переговорном процессе позиция армянской стороны изменилась. Все те документы, которые в прошлом серьезно обсуждались, сейчас уже вызывают вопросы, по крайней мере, у официального Еревана. Возможно в будущем, когда переговорный процесс возобновится, на них уже невозможно будет опираться», – отметил политолог.
Третий пункт, выделенный Г. Мелик-Шахназаряном, относится к Казанскому документу.
«Президент Серж Саргсян сказал, что хотя этот документ и был отвергнут Азербайджаном, но, как прежние документы, не был сдан на хранение в секретариат ОБСЕ, то есть продолжает оставаться в качестве последнего рабочего документа. При этом президент добавил: до сих пор никто публично не смог точно представить тот вариант, подробности которого долгие годы обсуждаются.
Делается намёк о совершенно ином документе, который пока неизвестен, никто о нём не говорил публично. Это также позволяет предположить, что в переговорном процессе ситуация обстоит не так, как её представляют в СМИ, иными словами – существуют и другие документы. Об их эффективности содержится намек в послании Сержа Саргсяна, об этом также свидетельствует недовольство президента Азербайджана Ильхама Алиева, который в минуту искренности признается, что его заставляют признать независимость Арцаха», – подчеркнул политолог.
По словам Г. Мелик-Шахназаряна, понятно, что после Апрельской войны должны были произойти подобные изменения.
«Мы увидели, что на уровне президента страны были сделаны четкие намеки об изменении логики переговорного процесса», – отметил он.
«Убежден, что Азербайджан не признает независимость Арцаха, убежден, что армянская сторона не пойдет на какие-либо территориальные уступки. Попросту нет подобных механизмов. Я не вижу политических решений. Вижу только политические механизмы сдерживания Азербайджана, возможности признания другими государствами независимости Арцаха. Но окончательного решения данного вопроса как такового не вижу», – резюмировал политолог.
Источник: Panorama