Аналітика

Берлин присоединился к Парижу и Вашингтону: инвестиции мира в Армении

macron-merkel-trump

Посол Германии в Армении Бернхард Матиас Кислер заявил, что сфера восстанавливаемой энергетики является одной из основ армяно-германских отношений, и что в этой сфере Германия уже оказала Армении содействие на сумму приблизительно в 150 млн евро.

Заявление посла Германии несомненно само по себе очень важно, одно еще более примечательным и звучным на сделанных ранее двумя другими послами заявлений, которые также касались энергетической системы Армении.

Как известно, несколько недель назад о перспективе американских инвестиций на сумму в 8 млрд долларов в сферу восстанавливаемой энергетики Армении заявил посол США Ричард Миллз, а через некоторое время после этого посол Франции Жан-Франсуа Шарпантье сказал о том, что французские компании заинтересованы энергетической сферой Армении, и в ближайшие месяцы заявят об инвестиционных программах.

И вот теперь о том, что энергетическая сфера Армении является основой армяно-германских отношений заявляет посол Германии в РА. Фактически, армянская энергетика, энергетическая сфера Армении оказалась в центре внимания послов сразу трех крупнейших, развитых, ведущих в области технологий стран Запада.

Есть ли здесь какая-то политическая закономерность, могли ли послы независимо друг от друга, просто в порядке совпадения за короткое время один за другим затронуть перспективу инвестиций в энергетическую сферу Армении? А речь идет о сфере, имеющей стратегическое значение для любого государства. Бывают ли подобные совпадения или случайности в политике?

Регион, в котором находится Армения, в настоящее время переживает стадию примечательных трансформаций, или же несет на себе влияние всемирных трансформаций. Здесь очевидно, что хотя бы пока делается попытка обезопасить этот трансформационный режим от военных компонентов и поставить на максимально политико-экономическую, дипломатическую основу.

В этом вопросе заметна крайняя заинтересованность со стороны ряда держав – как Запада, так и, например, Ирана. А для этого необходимо найти альтернативы военным компонентам, тем более, что последние вовсе не погашены – в виде агрессивных действий Азербайджана, которые получают явную поддержку со стороны России и Турции – в виде поставляемого оружия.

Альтернативой могут стать инфраструктуры, которые имеют влиятельное как экономическое, так и политическое значение. Энергетические инфраструктуры, естественно, входят в их число, и неслучайно, что посол США в Армении говорит об экспорте в Иран и Грузию, фактически начерчивая инфраструктурную цепь, которая может в каком-то смысле стать альтернативой тем транспортным инфраструктурам, посредством которых Турция и Азербайджан блокируют Армению, ставя их, фактически, на службу важному для себя военному компоненту.

Фактически, в качестве альтернативы этому весьма примечателен политический мессидж ведущих западных держав – большая заинтересованность в энергетической сфере Армении, которая озвучивается на уровне послов. И здесь еще более примечательно упоминание иранского направления, что также является определенным предложением-намеком Ирану – по части готовности присоединиться.

Иначе говоря, предлагаемые Армении из Парижа, Берлина и Вашингтона инвестиции, по сути, инвестиции мира – в противовес тем инвестициям войны, которые в адрес Баку делают «старший брат» Алиева и стратегический союзник Армении.

И хотя предложения по части инвестиций мира затрагивают также и Россию, которая широко представлена в энергетике Армении, и, как минимум, предлагают Москве выбор между бесплодной военной попыткой сохранить Кавказ и эффективным вариантом мира, чтобы остаться на Кавказе.

Арам Аматуни, 1in.am