Політика

Эксперт: Клинтон более «удобный» президент для армянской общины, чем Трамп

Галстян

До президентских выборов в США осталось совсем немного. Уже известны имена основных кандидатов— это республиканец Дональд Трамп и демократ Хиллари Клинтон. Агентство «Новости-Армения» попросило кандидата исторических наук, колумниста журналов «Forbes», «The National Interest» и «Россия в глобальной политике» Арегом Галстяном рассказать, как кандидаты в президенты США относятся к проблемам армянства и как победа того или иного кандидата может отразиться на отношения между Арменией и США.

— Господин Галстян, пытаются ли кандидаты в президенты США привлечь на свою сторону армянскую общину. Ели да, какими именно обещаниями?

— Кто сказал, что кандидаты в президенты вообще должны привлекать к себе внимание той или иной общины? Должно быть наоборот – общинам нужно привлекать внимание тех или иных кандидатов к тем или иным проблемам, которые их волнуют.

В Америке все обстоит следующим образом: если имеется организованная диаспора или лоббистские институты, они связываются со штабами кандидатов и организуются встречи, во время которых происходит дискуссия относительно волнующих общину вопросов, и кандидаты выражают свое отношение.

Скажем, американо-израильский комитет по общественным делам устроил большую конференцию, пригласив кандидатов в президенты, чтобы они высказались по тем вопросам, которые волнуют произраильское лобби. Каждый кандидат выступил со своей программой, рассказал, как будет развивать отношения с Израилем, если станет президентом. И когда это было выслушано, произраильские эксперты сделали выводы и определились с приоритетами.

К сожалению, армянская диаспора ничего подобного не проводила, потому что армянские диаспоральные организации почему-то считают, что кандидаты что-то должны общине и более заинтересованы в решении армянских вопросов, чем сама община или лоббистская организация. Это довольно странно, потому что эти люди живут в США, и я не знаю, как они не понимают специфику американского избирательного процесса. Может быть не понимают, а может просто имеет место эмоциональное и негативное отношение к кандидатам.

Если бы голоса Клинтон и Трампа разделились, и если решающим стал бы голос электората Калифорнии, где армянский лоббистский фактор является одним из ключевых, тогда, да, кандидаты сами бы обратились к армянскому вопросу, желая привлечь голоса армянского лобби. Но в нынешней кампании такой ситуации нет.

— Как вы считаете, связывает ли армянская община США, как раньше, какие-то надежды с кандидатами в вопросе признания Геноцида армян?

— Здесь не понятно чего вообще хочет армянская диаспора. Во время выборов 2012 года они заявили, что не будут поддерживать ни одного кандидата, и, что закрывают вопрос самого признания, потому что США уже признали Геноцид. Это фактически проявилось в том, что в 2014 году уже не было резолюции, требующей признания, был Акт правды и справедливости в вопросе Геноцида армян. Сегодня армяно-американские организации опять утверждают, что пока никто из кандидатов не высказывался по вопросу признания или непризнания Геноцида.

Реальность такова, что Турция — американский стратегический партнер, и в двустороннем формате, и в рамках Североатлантического Альянса. В конце концов, Турция является крупнейшим «геостратегическим окном» для США на Ближнем Востоке, эти факторы нельзя не учитывать. Когда Турция перестанет играть какую-то серьезную роль для США, когда ее исключат из НАТО, тогда не будет никаких препятствий.

— Как сейчас оба кандидата относятся к главным проблемам армянства, например, к урегулированию карабахского конфликта, армяно-турецким отношениям. Есть ли у них какая-то четкая позиция по данным вопросам?

— Клинтон, будучи госсекретарем, активно участвовала в армяно-турецком сближении, которое провалилось, как мы сегодня видим. Кроме того, Клинтон, возглавлявшая Госдепартамент, владеет тонкостями карабахского конфликта, то есть ее не нужно вводить в курс дела. Помимо этого, армянская община имеет опыт общения с Хиллари Клинтон, причем опыт довольно большой — начиная с 1991 года.

Ее знают. В принципе понятно, что можно от нее ждать, ясно, с чем она может придти и как с ней нужно разговаривать. В этом смысле Клинтон более «удобный» президент для армянской общины, чем Трамп.

Трамп – темная лошадка, он никак и никогда не был задействован в проблемах армянской общины. К тому же, по имеющимся у меня сведениям, которые я получил от американских источников, Трамп имеет бизнес в Азербайджане и Турции, он очень близок семье Агаларовых, которые, в свою очередь, близки семье Алиева. Возможно в этом смысле он гораздо ближе знаком с проазербайджанскими кругами, нежели с армянскими.

Но опять же, как поведет себя Трамп в отношении армянской диаспоры или Армении, сказать сложно. Если принимать во внимание его нынешнюю риторику, то это — прагматическая поддержка сторон, которые приносят Америке какую-то пользу, и отказ от поддержки тех стран, которые никакой пользы Америке не приносят.

Хотя, вряд ли Дональд Трамп станет президентом, поэтому, в любом случае армянской диаспоре придется иметь дело с Хиллари Клинтон, если, конечно же, не произойдет какого-то форс-мажора, который перевернет избирательную кампанию с ног на голову.

— Как вы считаете, какую роль в нашем регионе играют сегодня США: позитивную, негативную или нейтральную?

— Я не берусь давать оценки в плоскостях положительной или негативной роли. Они действуют исходя из своих национальных интересов, действуют более прагматично, с точки зрения минимизации рисков для себя и своих партнеров.

Если говорить об американских интересах в регионе, то здесь США не заинтересованы в полномасштабном возобновлении войны в Карабахе, потому что это, в любом случае, потребует от США вовлечения в конфликт, так как Соединенные Штаты – член Минской группы ОБСЕ. Кроме того, в Штатах есть армянская диаспора, которая так или иначе будет «дергать» своих конгрессменов.

Во-вторых, в Азербайджане также имеется американский бизнес, действуют транснациональные корпорации, деньги которых идут в американский бюджет, соответственно любая война может угрожать этим компаниям, имеющим крупных лоббистов.

Поэтому все разговоры о том, что американцам интересен конфликт и возобновление войны носят больше популистский, пропагандистский характер и направлены на определенную аудиторию, которая абсолютно не разбирается ни в процессе принятия политических решений в США, ни в логике выстраивания политической стратегии Штатов в том или ином регионе.

Источник: NewsArmenia

AnalitikaUA.net